catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Category:

О подделках древностей

Себе на память  http://www.indiansworld.org/crystal_skull.html#.U4RqbdJ_tFt статья о "хрустальных черепах древних американских культур", закономерно оказавшихся подделкой.
Индустрия подделок археологических артефактов в 19 веке крайне интересна и мало изучена. Отдельно стоит оговорить не подделки, а удревнение или неверную  этническую атрибуцию подлинных предметов. Самый пожалуй известный пример - Клад Приама, якобы найденный Шлиманом в Трое, но возможно составленный из разновременных находок и закупок у антикваров. Сейчас подобную штуку проделывают с Аркаимом, объединяя в один комплекс все более менее интересные предметы найденные по соседству, относятся ли они к синташтинской культуре или нет. Собственно специфика раскопок на деньги спонсоров, равно как и желание археолога прославиться, толкали исследователей на фальсификации - объединение в комплекс всех находимых ярких вещей или заведомо фантастическая интерпретация выкопанного. Оттого после 1991 года раскопки российских археологов запестрели ариями, святилищами и прочими объектами, хорошо  смотрящимися в заявках на гранты или журнальных публикациях. Как то видел раскопки якобы остатков загонных охотничьих заграждений, где не было вообще ни одного следа участия человека в создании этих структур. Но не писать же в отчете "мы дураки и две недели копали следы корней вывернутых древними бурями деревьев". И ни один журнал не примет к публикации статью о раскопках жилой полуземлянки с двумя битыми горшками и одним наконечником стрелы на  полу, зато охотно примут статью о раскопках древнего святилища, где найдено два горшка с остатками ритуальной каши и наконечником стрелы, символизирующим бога ариев Индру (+15 страниц к объему статьи за счет обильных цитат из "Ригведы"). С таким же скепсисом стоит читать и Шлимана и прочих первопроходцев древностей, чья деятельность зависела от интереса публики к их работам и от спонсорских денег. Занятно что и публикуемые артефакты часто сильно искажались - то ли по вине художников, то ли по общей небрежности, то ли по желанию сделать их поинтересней. Когда на Шигирском торфянике в XIX веке нашли  части знаменитого якобы мезолитического идола то первая реконструкция его делала честь фантазии публикаторов, но никак уж не их научной добросовестности. Сам обжегся как то, поверив прорисовкам древних изображений и артефактов в интересной книге А. Голана "Миф и символ". Сравнение с оригинальными публикациями, откуда Голан взял рисунки, быстро выявило сильнейшие искажения, впрочем вызванные скорей не злыми намерениями, а небрежностью при перерисовках. Известны и вообще комедийные примеры, когда привезенные древние диковинки попадали вновь в землю и откапывались вторично, сильно удивляя археологов. Навскидку с литературы припоминаются два случая. У одного заброшенного польского костела нашли плиту с древнеегипетскими надписями, видимо притащенную кем-то из дальних странствий и за ненадобностью заброшенную. В северо-причерноморской археологии при публикации одного из кладов, поступивших в музей, выяснились занятные подробности находки. Клад скифских и греческих предметов нашли на чердаке дома XIX века и он уж всяко не был единым археологическим комплексом, представляя собой чью-то коллекцию. Не выясни такую подробность публикаторы, клад вошел бы в историю как комплекс собранных в древности вещей, одномоментно погребенных, пошли бы выводы о хронологии бытования и распространения предметов.

Оставим в стороне патриотические интересы к фальсификации якобы подлинных предметов родной истории, от дубинок Ильи Муромца до посохов Ивана Грозного и мечей Довмонта. Надо помнить что основной поток подделок XIX века - это вещи рядовые и рассчитанные на достаточно небогатого покупателя.  Делались они изначально как подделки или же были копиями с оригинала, впоследствии  злонамеренно или случайно выдававшиеся за подлинники.
Подделки были вызваны появившимся спросом. До XVIII века коллекции артефактов собирались достаточно немногочисленными антиквариями и любителями древностей из знати. При этом интерес в основном был к наследию классической античности. Фуфлить его было сложно из-за требовательности богатых заказчиков, искавших в коллекцию высокохудожественные образцы. Всплеск интереса к национальной истории в XVIII веке определил спрос на предметы отечественного прошлого, а увлечение древними цивилизациями по мере находок в Египте, Ближнем Востоке и Мезоамерике артефактов исчезнувших высокоразвитых культур вызвало спрос на экзотику и экзотическую старину. При этом спрос уже был не на шедевры уровня Праксителя или Лисиппа (которые хренушки сфуфлишь с наскока), а со стороны публики небогатой (зато ой как многочисленной) на артефакты достаточно простые и невзрачные.
Естественно помимо затратных раскопок в диких и порой крайне опасных местах (с риском вообще ничего не найти и разориться) был и самый выгодный способ обретения древностей - сделать их в цивилизованных условиях, благо не имелось ни научных методов датирования предметов, ни специалистов по древностям, по причине недостатка эталонных раскопок с достоверными материалами. Предприимчивый антиквар, заказавший древнюю египетскую статуэтку или горшок ольмеков ремесленнику на соседней улице, мог быть уверен, что покупатель никак не сможет проверить древность очередного пополнения коллекции. Оттого старые книги порой крайне интересно просматривать, а публикуемые там артефакты поражают своей фантастичностью и тотальным исчезновением из более поздних уже научных изданий. Думается, при изучении музейных фондов куча старинных вещей, попавших со старых частных коллекций, окажутся старыми фальшивками, другой вопрос что на проверку старых артефактов у музейщиков нет ни времени, ни особого желания. Те же "хрустальные черепа" ждали проверку почти век после первых сомнений в их подлинности, что уж говорить о гораздо менее ярких предметах.
Антикварные лавки к началу XX века стали повсеместным явлением не только в странах Европы, но и Америки и Азии, благо туризм уже был доступен достаточно небогатым людям, непременно желавшим привезти с поездок что-нибудь старое экзотичное. Да и ехать не надо было - экзотические древности продавали в шаговой доступности. Как то с интересом читал описания продажи египетских древностей в американских магазинчиках конца XIX века - наряду с зонтиками и тарелками домохозяйки могли прикупить статуэтки и мумии, украшения любой гостиной. Древности можно было заказать и по каталогам. Сильно сомневаюсь, что американские сети магазинов тащили все это барахло с самого Египта, массово раскапывая там некрополи и погребенные песками древние города, скорей производство было налажено поближе для стабильности поставок. Россию после экспансии в Среднюю Азию и в Китай охватила страсть к ориентализму. Недавно переиздали прекрасную книгу о восстании ихэтуаней, где в приложении поместили незамысловатый рассказ небогатого русского чиновника Александра Верещагина, мотавшегося по служебным делам и заодно удовлетворяющего свою пламенную страсть к китайским древностям http://www.ozon.ru/context/detail/id/19675952/ - поражает не только описанное обилие в начале XX века китайских антикварных лавок с псевдодревностями (Верещагин это признает, веря однако, что там среди хрени есть и подлинные древние артефакты - старая замануха для коллекционеров, вечный самообман) и ориентацией на европейских и русских покупателей, но и огромный интерес к этим древностям у самой разнообразной публики. Русская домохозяйка, купившая на рынке продукты, одновременно указывает на появление у одного из китайских антикваров прекрасной древней вазы - которую уже успели купить к приходу Верещагина, но конечно он отыскал другую древнюю и ценную вещь. Китайцы очень старались. На фоне незнания китайской культуры  и языка покупателями древностей можно было развернуться вовсю. Сколько прекрасных вещей династии Тан или Мин, украшающих российские и европейские музеи, было с любовью сделано в Пекине около 1900 года, судить сложно, однако многочисленность счастливых обладателей древностей наводит на мысль, что без новоделов удовлетворить спрос иноземцев китайцам вряд ли бы удалось.
Сейчас совсем уж все тухло, судя по "Молотку" где в обилии даже фальшивые наконечники стрел и такое богатство бронзовых ножей и акинаков, что явно каждый кочевник в Евразии имел их штук десять на все случаи жизни. Причем порой все делается крайне качественно,а  подделываются уже предметы не только древние, но и вполне XX века. Несколько раз удерживаем был от покупок старых на мой взгляд вещей только тем, что у того же продавца обнаруживались откровенно фальшивки, следовательно и понравившиеся мне предметы скорей всего были фуфлом, только более искусным. Некоторые наивные личности верят в покупку подлинных артефактов на местах древних цивилизаций, не подозревая, что предприимчивые аборигены фуфлят для туристов древности там уже более двух веков и навострились творить чудеса, оттого забавно смотреть на трофеи, гордо демонстрируемые по форумам путешественников, - купленные в глухих горных деревнях, куда белый человек попал "впервые после тысячелетней изоляции" китайские ширпотребные сувениры или марокканские предметы "XVII века", купленные в величайшей тайне в лавочках Феса у гостиницы  как родовые предметы, веками хранившиеся в семье в ожидании приезда сахиба с России. Все это "богатство" потом частично отложится и в музеях, на долгие века хранения бесценных артефактов древней истории)
Tags: конспирология, непонятные артефакты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments