catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Category:

Секретная книга Аристотеля

Любители старинных книг прекрасно знают, насколько призрачными являются наши знания о книгах и их авторах.  Тем более, если судить о прошлом исключительно по современным переизданиям и биографиям. Современники знали Аса-Пушкина совсем иным, чем его ныне читаем мы - читали его тексты, которые нам ныне недоступны или которые теперь не считаются пушкинскими, и наоборот - известные нам тексты Пушкина часто были недоступны и неизвестны его первым читателям, да и те произведения, которые читали и мы и современники Пушкина, сильно отличаются - так как печатались и печатаются в иных редакциях, либо с сильными купюрами, либо наоборот - с кусками текста, выкинутыми при последующих переизданиях по тем или иным причинам.
Особым явлением были книги, приписываемые авторитетным людям - видным современникам (те же потоки шерлокианы начала XX века, впрочем там часто Конан Дойля не поминали всуе, хотя читатели то не шибко разделяли канонический свод от подражаний) или же известным личностям древности. Среди последних особенной любовью пользовался Аристотель. Греческий мудрец за века почитания вошел в европейскую культуру как маг и чародей, чьи познания тайн мира не имели себе равных. Не удивительно поэтому, что несколько веков в Европе читали его книгу, посвященную одной из величайших тайн человечества. Книгу запрещали, но тем не менее часто переиздавали в мелких убогих типографиях, хотя знакомство с нею не афишировали. В современных собраниях сочинений Аристотеля этой книги нет, однако ж в XVIII и XIX веках ее читали поболе подлинных работ Стагирита.

Достоверной информации о книге "The works of Aristotle, the famous philosopher, in four parts" и ее настоящем авторе почти нет. Согласно http://www.exclassics.com/arist/ariintro.htm книга стала известна около 1680 года, канонический текст оформился около 1735 года, в качестве автора предполагают Уильяма Салмона. До 1960х гг. запрещалась как аморальная, хотя с позиции современного читателя ничего криминального в ней нет. По современной терминологии это научно-популярное введение в сексологию, причем изложенное крайне по пуритански. Читателя информировали, откуда берутся дети и сколько тайн заключают в себе женщина и брачные отношения. По мемуарам XVIII века складывается впечатление, что тамошний народ был гораздо веселей современного ("кто не жил в XVIII веке, тот вовсе не жил" хвастал Талейран) и в книжных знаниях по данным вопросам не нуждался, но так как в сети мне встречались лишь англоязычные издания сей книги Аристотеля, видимо в пуританском обществе к вопросу подходили более основательно и непременно на философском базисе.
Полные тексты разных изданий доступны в сети - издание 1802 года  https://archive.org/details/worksofaristotle1802aris и издание 1806 года  http://collections.nlm.nih.gov/catalog/nlm:nlmuid-2541049R-bk , так что любой желающий может глянуть. Так как книгу издавали пиратским способом, без отчислений автору или держателю прав на его труды, то издатели весьма вольно изменяли как текст так и гравюры, бывшие в книгах. Гравюр могло вообще не быть (издатели делали честь воображению читателя), гравюры могли быть скопированы пьяным сапожником с оригинальных и включены в текст (посмотрите издание 1806 года - явно согласитесь, что художник был в весьма помутненном состоянии))) или же издание сопровождалась прекрасными и интересными рисунками.
Моей библиотеке посчастливилось держать на полке очень хорошее издание. К сожалению, год печати не указан, по бумаге и обложке - начало XIX века. К каноническому тексту добавлена маленькая глава о сифилисе и лечении венерических заболеваний, благоразумное решение, если отправившийся от теории к практике читатель найдет приключений больше, чем планировал) Но главное, издатели не поскупились на гравюры, за что помянем их добрым словом.
Первый разворот, обещающий читателю многое)
ар

Гравюра заслуживает подробного рассмотрения
ар6


Аристотель (прямо таки в костюме Фауста и в его кабинете) торжественно приступает к изучению величайшей тайны Вселенной - женщины. Свиток его начатой работы озаглавлен "Секреты природы", а вот первая строка зашифрована алхимическими фигурами. Над головой Аристотеля Божественное Око - это сам Господь через мудреца любуется на совершенство своего творения. На полу перед столом стоят глобус и песочные часы, к столу прислонена либо крайне примитивная трость либо простая палка. Возможно Аристотель слегка побаивается предмета своего изучения и в своей мудрости предвосхищает завет Ницше насчет плети) Забавно что у Аристотеля при одной чернильнице два пера. Возможно тут какой то неведомый нам сакральный смысл, не просто так явно валяется и одна из книг на полу - может это намек, что некоторая книжная глупость так и должна храниться, не занимая священное почетное место на полке)
Обращение к читателю, почему то засунутое в конец книги
ар5

Хотя на дворе индустриальная революция, в книге еще местами царит алхимия и магия, вера в средневековые чудеса. Читателя подробно информируют о монстрах, которые порой рождаются среди рода человеческого.
ар3

При этом большая часть дальнейшего описания вполне соответствует научным врачебным подходам того времени, часть гравюр посвящена плоду в утробе.
ар4
Но все эти приземленные материалистические вещи разумеется не главное, так что издатели не забыли привести астрологические соответствия тайнам небесным и тайнам земным.
ар2

Помимо гравюр книга интересна штампом Севцентропечати г. Петроград 1 ноября 1921 года. Северное бюро Центропечати были одним из крупнейших советских центров распространения книги, видимо через конфискованные частные библиотеки сие издание Аристотеля попало на тамошний склад. Дата либо день оформления на склад либо день продажи? В общем данный экземпляр книги сам по себе с интересной судьбой)
Tags: книжные шутки и странности, хорошие книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments