catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Магический бронзовый гребень

В замечательной статье госпожи Гончаровой https://catofoldmemory.livejournal.com/56543.html, после которой навеки полюбил бляхи коновалов, были показаны еще великолепные гребни с русского Севера. Ничего подобного в наших краях не наблюдал, хотя более известные гребни с головами коней встречаются. Такую красоту следовало найти и добавить к бляхам.



Но, увы, не попадались в хорошем состоянии и по разумной цене.
Чудеса все же случаются. Узрел в продаже недорогую литую икону "Чудо святого Георгия", стал посматривать что еще есть у продавца в наличии - и святой всадник привел к изумительному и главное некопанному гребню.




Сегодня икону и гребень забрал с почты и не могу налюбоваться. Хороши!
Символика и происхождение такого гребня весьма примечательны и на них остановлюсь подробно.

 Русско-финноугорский симбиоз неизбежно привел к сильному взаимовлиянию. Финноугорские народы стали почитать православных святых, русские потихоньку почитали чудских дедушек в лесу, благо в родне и друзьях чудь была представлена в большом количестве. Языческие верования никуда не делись, сопровождали людей в их повседневной деятельности, но открыто ставить идолов в избах или носить предметы с откровенно шаманской символикой все же не стоило. Поэтому языческие символы маскировались, хотя по прежнему были хорошо узнаваемы.
Писал в свое время что прялки что русского Севера, что порой и Урала, явно несут в себе черты чудских идолов  https://catofoldmemory.livejournal.com/37981.html да и сами идолы у русского населения вполне имелись https://catofoldmemory.livejournal.com/84532.html
А языческие подвески и шаманские бляхи плавно трансформировались в гребни. Характерно, что в русских сказках гребень героям порой дает Баба-Яга, лесной дух, - именно как защитный амулет. Так что откуда гребни взялись народ вполне помнил) С чудского лесу подарочек.

Сравните подвески ломоватовской культуры (из книги Р.Д. Голдиной)

Шаманскую бляху
IMG_0223.JPG

И предметы уже русские XIX века. Вверху слева один из часто встречающихся гребней с головами коней и солнечным орнаментом.
Гребень с многочисленными головами под ним вполне родственен шаманской бляхе. Нашивка справа найдена в Оренбурге, но по своей символике и форме относится к культуре русского Севера и финно-угров. Сильно упрощенные - но вполне узнаваемые головы птиц, антропоморф в центре.


Ношение гребней не вызывало вопросов у священников - вполне нужный предмет, а что там на гребне изображено - так мало ли какие украшения можно придумать. Гребень, в отличие от языческих предметов, можно было не скрывать - он стал частью традиционного костюма, что мужского, что женского, гребни с коньками охотно носили русские, народы Повольжья, Приуралья и Урала. Гребни были одним из самых мощных защитных амулетов и оберегов http://egmuseum.ru/expo/greben-svadebnyy-arhangelskaya-gub-pervaya-chetvert-xix-v
Вариант гребня с восмью головами встречается гораздо реже и обычно относится к Вологодской губернии. Возможно изначально это был оберег - тамга местных племен, постепенно с колонизацией на восток вологодский люд принес его в приуралье и на Урал.
Показываемый гребень приехал с Кургана - и он явно старый переливок с более древнего оригинала. На это указывают непролив отверстия в центре (под кольцом для подвеса), следы орнамента, бывшего на оригинале (справа над зубцами еле просматриваемые косые линии). Переселенцы не могли заказать "свой" гребень с Вологодчины - отлили на месте.
гребень2.jpg

Обычно такие бронзовые гребни называют "бородочёсами", но их наличие на женских традиционных костюмах указывает, что гребни не были исключительно мужскими.  Каких то отличий между гребнями мужскими и женскими никто вроде как не выявил, хотя разница в орнаментах (круг с точкой на одних гребнях, косые линии - гребенка на других) вполне могла изначально быть связана именно с полом владельца гребня. Но вот на гребне с коньками, показанном на общей фотографии, так сразу оба варианта орнамента, - такое встречается пореже, возможно мастер, делавший гребень, хотел максимально усилить его защитные свойства.

Размеры гребня довольно солидные - 8,5 на 4,3 см, начищенный он еще и сверкал ярко - не только оберег, но и украшение добра молодца или красны девицы.
Tags: Урал, артефакты, бляхи коновала, история Урала, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments