catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Колокольчик, Клюйков 1890 год.

Еще один колокольчик из выкупленной коллекции. Большой и массивный, высота почти 12 см.
Надпись на юбке "1890 Зав Егора Сп Клюйкова в Пурихе Нижегор губерни".

Клюйковские колокольчики уже показывал в ЖЖ, одни из моих любимых. Этот тоже замечательный, но вот вопрос - а можно ли его отнести к поддужным колокольчикам?
Понятно, что никакого регламента,  который бы жестко устанавливал область применения колокольчиков, не было. Так что колокольчики с одной и той же партии могли иметь совершенно разную судьбу - один был боталом на ошейнике коровы, другой работал дверным звонком, третий был сигнальным в частном доме или на казенной службе, четвертый был просто детской игрушкой и т.д. По мере развития железных дорог и уменьшения количества занимавшихся извозом людей видимо все меньше колокольчиков использовалось непосредственно для ямщицкой упряжки, обывателям же хватало одного небольшого колокольчика. Зато благодатным рынком сбыта для производителей колокольчиков стали станционные станции и причалы, где постоянно надо было подавать звуковые сигналы. Одни колокольчики можно сразу атрибутировать как станционные или пароходные рынды, показывал такой производства В.Ф. Желвакова  https://catofoldmemory.livejournal.com/67105.html - они по звуку и облику отличаются от поддужных. Но видимо другие производители, не особо мудрствуя, для станционных нужд просто увеличивали в размерах привычные колокольчики.
Указанием, что данный колокольчик Клюйков отливал вовсе не для упряжи, помимо размеров, может быть год отливки. Клюйков очень редко ставил год на своих изделиях и видимо такое встречается лишь на самых больших его колокольчиках, вероятно отливаемых партией по заказу государственных или частных учреждений. Может быть год им требовался для учета и свидетельства о покупке нового товара, а не старого со скидкой. Так что висел наверно этот колокольчик на перроне станции, на пароходе или паровозе, извещал народ о прибытиях и отправлениях.
В пользу такой версии свидетельствует и неразработанное ухо колокольчика. Подвес на дуге и постоянная тряска при езде приводили к тому, что ремешок буквально выгрызал бронзу - посмотрите к примеру тут https://catofoldmemory.livejournal.com/146432.html В данном же случае незаметно никакого износа.
Многое мог бы сказать родной подвес и язык, но вместо него кусок кованной железки, явно самопальной, а не фирменной.
Пусть, вероятно, и не для лошадок, но колокольчик все равно чудесный.
Теперь главное держаться и не начать покупать колокольчики сувенирные, а то настанет полная погибель)
Высматривать в округе только те колькольчики, что связаны с путями сообщения, старинными трактами и железными дорогами)
Tags: артефакты, история Урала, колокольчики, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments