catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

"Через века и страны: Б.И. Николаевский"

Дочитал, всем рекомендую. При крайней спорности самого взгляда господ Фельштинского и Чернявского на личность и жизнь товарища Николаевского, интереснейших фактов они в книге привели много.

Краткая биография героя https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Крайне информированный человек, сперва большевик, потом меньшевик, десятилетиями собирал документы и книги, в итоге по истории русского революционного движения видел наверно максимально полную картину из всех исследователей да и подавляющего большинства участников.

Авторы книги считают это многознание и собирание материалов энтузиазмом и великим трудом одиночки, но очевиднейше, что Николаевский с начала своей собирательской деятельности работал вполне себе в команде и на влиятельных спонсоров. Отсюда его чудесная легкость перемещения мимо полиций разных стран и воюющих армий, легкость наказания при поимке в царской России, беспрепятственные поездки через фронты в гражданскую, волшебное везение в увозе документов от нацистов в 30-е и 40-е и т.д. "Бонд, Джеймс Бонд" представлялся, наверно, Николаевский на вопрос очередного военного патруля, куда это он направляется с парой тонн макулатуры. Патруль все понимал и растворялся в воздухе.
На кого Николаевский работал - можно понять по итогам деятельности: документы и книги оказались в США. Американцы материалы по России собирали тщательно и денег не жалели, покупка библиотеки Юдина Библиотекой Конгресса  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B4%D0%B8%D0%BD,_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87  лишь вершина айсберга. Скупали документы, книги и этнографические коллекции, скупают и теперь, оттого многие изданные в РФ книги зарубежным исследователям доступны гораздо лучше, чем российским, которые в родных библиотеках ничего не находят из-за тотальной нищеты комплектования.

Русский период жизни Николаевского в книге освещен весьма кратко и в основном по материалам самого Николаевского (которому верить не всегда следует).  Сын священника из башкирского Белебея. Почему то был отправлен учиться в самарскую гимназию. Авторы книги уверены, что как сын священника он был зачислен на полный пансион (с.28). Но дети священников бесплатно в гимназиях не учились, поповичи могли учиться бесплатно лишь в духовных училищах и семинариях, судьбы Носилова и Мамина-Сибиряка тому яркие примеры. Священнику могли помочь местные благотворители и городские власти, но тогда Николаевского отправили бы учиться в уфимскую гимназию. Именно там Николаевский и доучивался, когда после смерти отца его семья переехала в Уфу, где жили близкие люди и можно было получить поддержку - зачем тогда надо было изначально отправить ребенка в Самару?  Очередная странность, что якобы мать героя книги устроилась продавщицей в казенную винную лавку, чтобы прокормить семью (с.35). Куда смотрели епархиальные власти и общество?
Гимназию Николаевский не закончил, поехал снова в Самару - работать журналистом. Казалось бы кому он такой там нужен, когда хватает людей с опытом и образованием - но очередное из многочисленных чудес жизни героя - взяли в "Самарский курьер". Как любезно уточнили авторы книги, редактор этой газеты Н.Н. Скрыдлов был связан с масонами, оттого и Николаевский заинтересовался масонством (с.48-49), которым всю жизнь и занимался.
О возможных связей Николаевского с лбовщиной уже писал https://catofoldmemory.livejournal.com/151135.html

По результам первой революции умный парень понял, что боевик - слишком опасная работа, а вся истинная власть заключена в информации. Так начался путь без сомнения великого собирателя печатной и рукописной продукции, который пережил большинство своих колег по революции и всегда был востребован. Про европейский и американский периоды жизни Николавеского материала в книге закономерно больше, это надо самим читать, все не пересказать даже кратко.

Облико морале героя характерезует тот факт, что он предложил в 20-е годы свои услуги советским органам в подборе тематических коллекций вырезок с эмигрантской прессы и поиску нужных советской власти документов в Европе. Прекрасно при этом понимая как и кто может воспользоваться полученной информацией для преследования инакомыслящих. Впрочем впоследствии коммунисты ему платить перестали и лишили советского гражданства. Это было неприятно, но не слишком важно, основные спонсоры у Николаевского никуда не исчезли, зато теперь ему можно было спокойно фабриковать и печатать письма, якобы полученные из СССР. Видимо именно так, по мнению авторов книги о нем, выглядит научная добросовестность. Николаевский также, о чем не забыли указать авторы, вполне умел не выдавать информацию, если считал, что она повредит общему делу. Прекрасно зная, что к изданию "Протоколов сионских мудрецов" П.И Рачковский, руководитель заграничной агентуры охранки, не был причастен, Николаевский об этом намеренно умалчивал при разборе "Протоколов", так как тогда рушилось обвинение в адрес царской администрации в создании фальшивки. А зачем хороших людей огорчать? Пусть ложь, но главное это ложь  против кого надо. Подобную позицию Николаевского следует учитывать при чтении его книг - ради общего дела он готов врать вместе со всей компанией.

Большой интерес представляют труды Николаевского об Азефе (которого он под конец жизни стал считать честным полицейским агентом, подставленным своим верховным начальством) и масонстве, про которое написано им было довольно кратко, но емко. На счастье, эти книги изданы в 90е и доступны в библиотеках.

Особый интерес представляет раскрытие Николаевским прекраснейшей истории ссоры большевиков и меньшевиков из-за денег в 1910 - 1912 гг. (с.517-521). Большевики грабежами и подлогами собрали неплохой капиталец, который смогли вывезти из России и передать головной организации - немецким социал-демократам (на попечение К. Каутского, Ф. Меринга и К. Цеткин). Меньшевики, осуждая методы заработка большевиков, тем не менее требовали передачи части этих денег им. Ленин и его компания справедливо возмутились этим беспардонным требованием - мол "Вы грабили? Ну хоть на стрёме стояли? Кто на дело не ходил - того доли нет". Значительную часть денег немцам в общак Ленин вообще не передал, на что последовало от меньшевиков обвинение в крысятничестве и обращение их к немцам с просьбой рассудить и деньги поделить на всех. Для давления на немцев товарищ Троцкий тиснул заметку, где о методах работы большевиков в грабежах рассказал много интересного. Взбешенный Ленин именно тогда обозвал Троцкого "Иудушкой" и заявил, что ни копейки меньшевикам не даст. Немцы оказались в сложном положении, потому как известие о криминальном происхождении хранящихся у них денег могло быть использовано в самой Германии в борьбе против социал-демократов. Весь 1911-1912 гг. Ленин отбивался от требований Каутского отдать в общак утаенные 33 тысячи франков, так и не отдал, чем надолго испортил свои отношения как с меньшевиками, так с Каутским и Цеткин. Прелестные нравы)

И таких интересных историй и неожиданных деталей в книге полно. Для иллюстрации характерный пример насколько тотально коммунисты зачищали неугодное. Десятилетиями достоверно не было известно о существовании второго тома знаменитой "Красной книги ВЧК", изданного в 1922 году и немедленно изъятого и уничтоженного. За пределами СССР не было известно ни одного экземпляра, советские авторы, даже самые проверенные, на него не ссылались. И в 1989 году его вдруг издали (с.454). Так что есть надежда на обнаружение и раскрытие еще многих легендарных и якобы несуществовавших книг и документов. 
Tags: Урал, история Урала, хорошие книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments