catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

А.А. Васильев - первый авиатор в Екатеринбурге, 1911 год

Посчастливилось заполучить в коллекцию замечательную открытку с подписью "Авиатор А.А. Васильев" - это прекрасный повод вспомнить добрым словом о человеке, благодаря которому в Екатеринбурге впервые увидели аэроплан.

Героическая эпоха становления авиации, конечно же, не обошла стороной и Россию. Одним из первых в стране авиаторов стал Александр Алексеевич Васильев (1882-1918 гг.).
Публикаций о нем довольно много, за четыре года полетов он сумел прочно вписать свое имя в историю отечественной авиации (фотографии авиатора и его самолета взяты с этих постов)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://vyatkawalks.ru/wiki/aleksandr-vasilev/
http://alternathistory.com/zhizn-i-polyoty-aviatora-vasileva/


Закончив летную школу во Франции, он вернулся домой с двумя самолетами "Блерио XI" , на которых совместно со своим другом А.А. Кузьминским выступал во многих российских городах  http://historyntagil.ru/ural/ural_029.htm

"Блерио XI" один из самых совершенных серийных самолетов на 1910-1911 гг.
портрет Васильева.jpg

Стоил самолет немало, за пару Васильев заплатил 65 тысяч рублей. Чтобы их отработать, авиатору пришлось много выступать и устроить грандиозный тур по провинции, включая поездки в уральские и сибирские города.
В Екатеринбурге Васильев выступил с демонстрационным полетом 27 июня 1911 года, взлетев с городского ипподрома под восторженными взорами многотысячной толпы. Описание его полета приведено тут https://www.oblgazeta.ru/society/24216/

«Первый полёт авиатора А. Васильева собрал 27 июня небывалое количество публики. Трибуны, ложи, боковые места, значительно расширенные живой цепью стражников, и дорожки ипподрома – всё кишит публикой. Но её гораздо больше на прилегающей к ипподрому площади и улицах. Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».

В 8 часов 30 минут вечера лётчик и его самолёт появились на ипподроме. По окончании всех приготовлений, которые заняли больше часа, аэроплан после короткой пробежки взмыл в воздух и совершил круг над ипподромом. Высота подъёма в этот момент была приблизительно 100 метров. Достигнув почти Тихвинской улицы, самолёт развернулся на 180 градусов и снова пронёсся над головами зрителей, на этот раз на высоте 150 метров. Так он описал четыре круга и при громе аплодисментов опустился на том же месте, откуда начал полёт. Затем аэроплан был отбуксирован к павильону, где был предоставлен осмотру публики".

За билет на такое шоу платили три рубля, но конечно большинство смотрело бесплатно. Плата за билеты позволяла летчикам окупить проезд и немалую стоимость самолета. Отсюда и старт с ипподрома, который имел массу достоинств, начиная с трибун для зрителей и ровной площадки и заканчивая забором, ограждающим вход "бесплатной" публики для осмотра самолета.
Фото отсюда https://www.ekburg.ru/news/2/60879-istoriya--let-nazad-aeroplan-vpervye-vzmyl-v-nebo-nad-ekaterinburgom/
портрет Васильева.jpg

На купленной открытке фотография сделана увы не в Екатеринбурге. Но явно на ипподроме - ровное поле + трибуны. Публика с трепетом смотрит, как на небольшой высоте пролетает "Блерио" и это чудо инженерной мысли озаряет свет с неба  - даже не луч, целый столб света, пробившийся сквозь тучи, осветил самолет точно по кончики крыльев. Конечно, это не пойманный фотографом удачный момент, а умелая работа с ретушью при печати) Птичий клин также выглядит добавленным для красоты. Но именно так - в сиянии - зрители и воспринимали совершенную машину, покорившую небо, сплав разума инженеров и отваги пилота. Поэтому фотограф не сжульничал, но выразил общее отношение к чудесному полету, показал видение зрителями потрясающей победы человека.
Фотографы того времени зарабатывали как могли - в условиях ожесточенной конкуренции на одних фотопортретах было не прожить, активно делали открытки на интересующие горожан темы - от политических событий до театральных новинок сезона. Видимо, фотограф в одном из городов, посещенных Васильевым, сделал снимок и стал его продавать - открытка явно не типографская, хотя оборот стандартный, но наклеен, как и собственно фото, на тонкий плотный лист бумаги.
Может быть и другое объяснение - эту открытку могли заранее официально заказать и продавать на выступлениях для дополнительного заработка авиатору. В любом случае кто-то купил ее и хранил как память о замечательном дне, когда в небе промчался "Блерио" с храбрым Васильевым.
Судьба самого летчика была трагичной. С началом Великой войны он вместе с Кузьминским добровольцем отправился на фронт. 10 августа 1914 года при разведке Львова был сбит вражеской шрапнелью и попал в австрийский плен, откуда уже не вернулся.
В Екатеринбурге полета Васильева не прошел бесследно - в городе возник кружок любителей авиации, после чего интерес к самолетам и прочим летательным аппаратам никогда не угасал.
Tags: Урал, артефакты, история Урала
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments