catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Кресты - свидетели трагедии в Каменском заводе 1918 года?

Приехали из Каменска-Уральского два дореволюционных креста. Явно одного производителя, набор, применявшийся священником, - напрестольный крест для служб в церкви и более малый - требный - крест для служб на выезде. Коллекционеров и антикваров не заинтересовали в силу состояния, долго продавались и цена сильно упала. Меня же зацепила их возможная принадлежность к трагическим событиям лета 1918 года, когда отступавшие перед сибирскими частями красноармейцы поубивавали в самом Каменском заводе и окрестностях священников. Собственно коммунисты убивали духовных лиц по всему Уралу (заметим, что никакого белого террора на момент этих убийств не было и в помине за неприходом еще каких либо белых армий) - хватило на Собор Екатеринбургских святых https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85 - и это еще без людей, в собор не включенных из-за недостатка сведений или выказанных перед смертью слабостях (вполне оправданных, так как убивали крайне жестоко - о смерти пермских епископов уже писал https://catofoldmemory.livejournal.com/64146.html о смерти каменских и исетских новомученников есть двухтомник, изданный малым тиражом, и в сеть так и не выложенный, сохранились и кое какие мемуары участников, изданные увы фрагментарно, к примеру https://catofoldmemory.livejournal.com/42928.html  )
Изломанность крестов как раз доказывает их явное насильственное отнятие и намеренную поломку - обычное дело для изъятых предметов культа, лишь недавно показывал сломанный староверческий крест https://catofoldmemory.livejournal.com/159440.html Поломка крестов вполне логична - без них священник не может совершать таинства и выполнять свои обязанности, даже если его пощадили и не убили. Опять таки - для слома пришлось приложить немалые усилия, если бы просто хотели узнать не злато ли внутри - так разобрали бы, кресты собраны на штифтах. Но надо было именно сломать. Видимо после поломки кресты выкинули, их кто то подобрал да сохранил. Произошло ли это в 1918 году или уже в 1920-30-х, когда убийства священников и осквернение церквей возобновились, никак не установить. В любом случае это свидетели трагедии, заслуживающие сбережения.

Собственно о крестах. Обычные кресты небогатых священников XIX - начала XX вв. , без каких либо изысков - латунь, украшение штихелем. По типу - наследники древнерусских мощевиков с полостью внутри, но в XIX веке каких либо вложений в подобных простых крестах обычно не делали. 
Отломаны длинные рукояти, за которые крест держал священник и протягивал для целования верующим.


Подобным символом Бога-Отца сейчас стараются не изображать - не так поймут. Всевидящее Око и два треугольника, символизирующих схождение Божественного в человеческое и поднятие человеческого до Божественного.
Заметим, что мастер выделил тот момент, что "ИНЦИ" написано по приказу Пилата не на кресте, а на отдельном свитке, - нарисован свернувшийся внизу край свитка.

Напрестольный крест украшен медальонами - в верхнем - Бог-Отец в виде старца, это при том, что многократно было официально запрещено Бога-Отца изображать в человеческом облике. Тем не менее, постоянно изображали. По бокам в медальонах Богородица и апостол Иоанн. Накладное распятие выломано и утеряно. 


Обороты украшены рисунками, порой весьма сложными, видимо повторяющие обороты средневековых крестов. На напрестольном надпись штихелем стилизованными буквами "Кресту твоему поклоняемся Владыко"


Tags: Урал, артефакты, история Урала
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments