catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Интересная история "Черного Георгия"

Читывая тут книгу Робина Кормака "Иконы", наткнулся в описании одного из наиболее ценных экспонатов коллекции икон Британского музея на занятные подробности приобретения - икону "Черный Георгий" ("Святой Георгий Победоносец на черном коне", псковская школа, XIV век) музей купил в 1986 году, при этом отмечалось, что она в 1960х реставрировалась и выставлялась в Третьяковской галлерее - !!!!! - Ладно распродажи произведений искусства при Сталине, но теперь то как такое чудо и национальное достояние ушло из страны???

История оказалась  занятной. Икона якобы была найдена на русском севере женой диссидента Синявского (несколько версий, была ставней в амбаре, степенькой в леснице, взяли, потому что была легкая, не хотели везти потому что тяжелая, в общем байка на байке, скорей всего куплена вполне из семьи или у других коллекционеров, но всегда ж лестно описывать себя спасителем артефакта, а не банальным барыгой). Вывезена Синявским в 1974 при эмиграции из СССР.

Ну приехали оО. У нас до сих пор вывоз предметов старины из страны запрещен, из-за чего многие библиофилы при эмиграции вынуждены были раставаться со всей своей библиотекой, даже с вполне рядовыми дореволюционными изданиями. Помнится, уже в 2000-х гг. завели уголовное дело на бедолагу - священника, который пересекал границу с евангелием, изданным в 1915 году и уж точно не являвшемся культурной ценностью - а в СССР контрабанда такими ценностями каралась и расследовалась неутомимо. Тем более икона выставлялась и была хорошо известна знатокам как уникальная и по возрасту и по иконографии.

В сети нашлось и вполне логичное объяснение сему "чуду о Георгии" - http://grigoryants.ru/sovremennaya-diskussiya/chetyre-maski-andreya-sinyavskogo/
выжимка касательно только иконы http://dipart.livejournal.com/44470.html , но лучше прочитать полный вариант.

Как КГБ готовило Синявского (давнего сексота) на роль своего агента влияния в создаваемом комитетом "правозащитном" движении, потому для финансового благополучия позволило вывезти (сперва видимо позволив со своей помощью собрать) всю его коллекцию икон в отдельном вагоне. После переезда на Запад "Черный Георгий" конечно ж был сразу продан и в конце концов очутился в Британском музее.

Умиляет конечно и готовность комитета ради своей операции запродать на Запад национальное достояние и уникальнейший памятник прошлого, и готовность "высоко моральной интеллегенции" (говнеца еще того) поучаствовать в распродаже духовного наследия Родины. Что-то мне кажется подобное финансирование своих агентов через вывоз антиквариата было для госбезопасности не слишком уникальным явлением, в причесанных мемуарах знаменитого Хаммера описаны его поездки и в брежневский СССР с некими неясно прописанными культурными задачами. В результате которых, скорей всего,  из страны нужным и полезным людям уплывали кой какие старинные ненужные стране побеждающего коммунизма вещички.

Встречались в сети утверждения, что комитет якобы вообще барыжил профессиональными подделками икон, мода на которые на Западе пошла с возрождением интереса к Византии в 1970-х гг., так что когда эксперты отечественных музеев попали на запад, их мнения об обширных коллекциях предметов, купленых на крупнейших аукционах 1980х, было шоком для собирателей икон.

Смотрим к примеру недавнее интервью на "Русской планете" http://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html  - интересно да, кто же мог так заполнить рынок подделками? Но этот интереснейший вопрос многоуважаемый эксперт не рассматривает "Помню, как сломался рынок икон в 90-х годах. Наши эксперты стали ездить за рубеж и обнаружили, что в западных коллекциях половина русских икон — подделки. Вот Джон Стюарт (британский искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, основатель отдела русского искусства дома Sothbey’s. — РП) тогда оказался в сложном положении. Он возглавлял отдел, многие коллекционеры стали к нему обращаться, мол, тут приехали из Москвы и половину моей коллекции, купленной по твоему совету, забраковали. А он перед ними стоял с красным потным лицом. Мое появление или Татьяны Мунтян (российский искусствовед, хранитель коллекции московского Кремля. — РП) было западному антикварному миру тоже не очень приятно."



Подробнееhttp://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html

Tags: конспирология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments