catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Война на Северном морском пути в Карском море

Дали почитать интересную книгу "Диксон - снежной Арктики столица", изданную к 90-ю станции в 2005 году. А там самая подробная из известных мне статей по боевым действиям на Северном Морском пути в Карском море во Вторую мировую. Так как все равно надо записать вкратце  на память, выложу конспективно в ЖЖ, дополнив своими небольшими комментариями. В этом посту - события 1942 и лета 1943 г.

Надо отметить, что готовясь к будущей войне, традиционно наступили на старые грабли. Несмотря на успешные действия немецких подводных лодок в Белом море в первую мировую, несмотря на захват немцами норвежских портов, советское командование, как и в 1914 году, только с начала войны внезапно обнаружило, что немецкие корабли и подводные лодки могут, какая неожиданность, проходить далеко вглубь Северного ледовитого океана.
Странная беспечность, тем более на фоне того, что сбор немцами информации о СМП не был секретом. Был и полет дирижабля "Граф Цеппелин" вплоть до Северной земли в 1931 году https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%A6%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)

была и совершенно позорная история СМП - проводка немецкого рейдера "Комет" в Тихий океан в 1940 году, когда немцы, как отмечали в докладах советские моряки, открыто снимали не только береговые станции и советские корабли, но и промеривали глубины, составляли карты. http://web.archive.org/web/20011221041112/http://www.fsb.ru/smi/article/cherepkov.html

Желание Сталина услужить дорогому фюреру вылилась уже через пару лет в гибель наших кораблей и разгромы конвоев, так как в распоряжении немцев оказался благодаря "Комет" не только карты, но и маршруты проводок судов, а также понимание процесса сбора и отправки караванов по СМП.

Какая то информация по СМП могла попасть к нецам через Мурманск, где зимой 1939-40 гг. стояли их корабли. Встречал заявление о создании в Мурманске для немцев полноценной морской базы, но, вероятно, дело ограничивалось лишь дружественной стоянкой  для сбежавших от англичан немецких транспортных судов. По крайней мере, нигде не встречал доказательств, что на Мурманский порт базировались немецкие военные корабли. После захвата немцами Норвегии необходимость в Мурманском порту для них отпала, но за месяцы пребывания там вряд ли была пропущена возможность собрать информацию о советских судах и их восточных маршрутах.

В распоряжении немцев были материалы старых иностранных и русских экспедиций,  были доступны им и некоторые изучавшие СМП норвежские и российские моряки. В частности, в зоне немецкой оккупации Бельгии проживал открыватель Северной земли Б.А. Вилькицкий. Его биограф Николай Черкашин в "Морском сборнике", помнится, утверждал, что Вилькицкий отклонил предложенное немцами сотрудничество, в но в то же время родной сын нашего великого исследователя Арктики воевал в вермахте на Восточном фронте (и погиб в 1943 г. по версии Черкашина при испытании новых гранат, что, возможно, является смягчением, не признавать же что сын героя погиб, сражаясь с Красной Армией под немецким флагом), так что насчет сотрудничества немцам было что предложить старому адмиралу.

Далее конспект раздела из книги о Диксоне.
В навигацию 1941 года в Карское море немцы не заходили, боевых действий дальше западного побережья Новой Земли не планировали. Тем не менее, наши поспешно начали укреплять оборону портов и полярных станций, создали Северный отряд кораблей с базой в Диксоне. Опять таки внезапно выяснилось, что Северный флот не в состоянии выполнить все задачи, что требует война, основная часть кораблей РККФ заперта в в Кронштадте и Ленинграде, служа плавбатареями, так что пришлось срочно вооружать гражданские суда. Береговая оборона началась и закончилась привозом в Диксон трех артиллерийских батарей. Были установлены две 152 мм полевые гаубицы, два 130 мм береговых орудия и батарея из двух 45 мм орудий. Помимо Диксона оборона других станций от нападений со стороны моря не была подготовлена.

С весны 1942 года немцы готовились к операции в Карском море, стали прослушивать радиообмен Диксона, но ледовые сводки расшифровать не смогли. Тем не менее, начали в августе операцию "Страна чудес", отправив в Карское море тяжелый крейсер "Адмирал Шеер".
План у немцев был более чем авантюрен без надежной аэроразведки льдов, но, тем не менее, кое-чем нагадить они вполне могли. Помимо крейсера в Карское море было направлено пять подводных лодок, которые проводили ледовую разведку и поиск советских конвоев. Однако потеря всех трех имеющихся гидросамолетов настолько ослепила "Шеер", что он бестолку кружил в туманах, не сумев выйти ни на один конвой. 25 августа у острова Белуха недалеко от Диксона крейсер потопил ледокольный пароход "Сибиряков", но был раскрыт радиотелеграммами с гибнущего парохода.

Собственно эта встреча, ставшая роковой для "Сибирякова" спасла Диксон. Успокоенные тем, что немцы не суются в Карское море, руководство обороны приказало демонтировать в Диксоне артиллерийские батареи и привезти их на Новую Землю. Сообщения с "Сибирякова" о встрече с крупным немецким кораблем заставило спешно монтировать орудия обратно, тем не менее к моменту подхода "Шеера" батарея 130 мм пушек так и осталась в трюмах баржи неразгруженной. 27 августа крейсер встретили  152 мм пушки береговой обороны и несколько 76 мм пушек со сторожевика "Дежнев" и стоящих в порту судов. Бой у Диксона многократно описан, итог для немцев был неутешителен, вся операция провалилась, "Шеер" безрезультатно свалил в Норвегию и больше крупных кораблей в Карское море немцы не отправляли.
Ничего толком не  достигли и подводные лодки. U-601 потопила шедшие в Диксон невооруженные суда "Куйбышев" и "Медвежонок", U-255 обстреляла полярную станцию на мысе Желания, U-251 - станцию острова Уединения, но разгромить там радиостанции немцам не удалось. Так что, начав операцию в Карском море с размахом, закончили немцы пшиком. Планы поминировать окрестности Диксона осенью 1942го немцы оставили, после того как у мыса Желания английские эсминцы заловили и утопили минный заградитель "Ульм". Риск отправлять надводные корабли стал для противника слишком велик.
1943 год. Немцы отказались от посылки тяжелых крейсеров (возможно, получив сведения о новых береговых батареях в Карском море), сделав ставку на подводные лодки. и минные заграждения. В Карском море выставлено немцами шесть минных заграждений - 136 неконтактных мин: у Диксона, у восточного входа в пролив Югорский Шар, на подходе к Андерме, в Обской губе и Енисейском заливе. Два минных заграждения  - у Андермы и в Обской губе в годы войны так и остались необнаруженными. Результативность постановок была низкой. На минах подорвались всего два судна - спасательное суно "Шквал" и крупный транспорт "Тбилиси".  Поставленные заграждения у Диксона из-за незнания немцами фарватеров опасности для судоходства не представляли, но были обнаружены из-за самоподрыва мин. В дальнейшем -  в 1944 году - немцы минные заграждения в Карском море не ставили. Небольшое гидрографическое судно "Академик Шокальский" потоплено артиллерией подводной лодки. Немцы также обстреливали небольшие станции на Новой Земле. Зато 28 августа 1943 года U-639, возвращавшаяся с постановки минного заграждения в устье Оби, была потоплена советской подводной лодкой С-101 к северо-востоку у мыса Желания.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment