catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Невероятная история ограбления (?) сокровищницы Габсбургов

В прошлом посту уже писал, что история попадания артефактов в Британский музей порой поинтересней даже самих предметов. Однако думалось, что круче историй клада храма Окса и "Черного Георгия", вывезенного в ходе операции КГБ по финансированию своих агентов http://catofoldmemory.livejournal.com/17109.html уже мало что найдется.
Но таки нашлось в 66 истории книги Макгрегора.

Уникальный ковчег (золото, камни, эмаль) для шипа с тернового венца Христа был сделан для герцога Жанна Беррийского во второй половине XIV веке. Этот ковчег считается одним из шедевров Ренессанса http://en.wikipedia.org/wiki/Holy_Thorn_Reliquary


В 1544 году ковчег был описан уже находящимся в Императорской сокровищнице Габсбургов в Вене.
В 1860-х гг. заменен копией при реставрации нечестным антикваром и продан Ротшильдам. По завещанию Фердинанда Ротшильда в 1898 году передан Британскому музею в числе коллекции работ Возрождения поместья Уоддестон.

Даже в кратком пересказе история произвела впечатление. Невероятное и нераскрытое ограбление Императорской сокровищницы - да Вы шутите! Найденные в  сети подробности оказались, как и предполагалось, весьма смачными.

В 1860 году сокровища Габсбургов демонстрировались на выставке, после которой пять предметов были переданы некоему ювелиру - по имени Саломон Вейнигер (Salomon Weininger) - все пять он заменил копиями, а оригиналы продал.

Потрясающий человек. Мало того, что он бросил вызов одной из наиболее древних династий Европы и ограбил правителей целой империи, так еще и сделал это настолько искусно, что подделки не были разоблачены хранителями и искусствоведами.
Возможно ли это вообще? Сколько лет ювелир готовил свой план, откуда у него столько денег и главное - умений? Чтобы скопировать шедевр и состарить его надо приложить недюжинные усилия - уметь гранить камни в манере средневековых ювелиров, найти подходящие по цвету и размеру рубины, жемчуг и сапфиры (столь дорогие камни вряд ли были в каждой ювелирной лавке Вены), найти специалиста, способного воссоздать и правильно наложить эмаль под старину и самую малость по сравнению с предидущими - найти мастера по золоту, способного повторить мастерство ювелиров Возрождения. Интересно ж, сколько человек готовили копию, как Вейнигер обеспечивал их молчание и откуда он взял средства на изготовление сразу пяти шедевров? Загадка, почему то неинтересная тем, кто пишет в сети про эту аферу.

Но верим и читаем дальше. А дальше чудесное совсем. В 1873 году ковчег покупает барон Ансельм Ротшильд, который, вот умора, не узнает предмет и не в состоянии его правильно атрибутировать.
Итак, дано - уникальный предмет XIV века с шипом тернового венца, известен в одном экземпляре, как минимум один раз демонстрировался публично в 1860 году и следовательно прекрасно известен как специалистам - искусствоведам так и антикварам.
Итог - никто не узнал. Европа богатая, мало ли тут таких шедевров.

Тем временем Вейнигер попадается на торговле фальшивками и умирает в тюрьме в 1879 году. Почему то после таких дивных открытий по деятельности этого человека хранители Императорской сокровищницы не соблагоизволили проверить те предметы, что были у него на "реставрации". Очередная загадка.

Неузнанный шедевр перемещается в Англию, сперва находится в поместье Ротшильдов Уоддестон, а в 1898 году попадает в Британский музей. И сюрприз - его и там не узнают)  Только в 1927 году в статье некоего Joseph Destrée ковчег был соотнесен по описанию с артефактом из собрания Габсбургов. В 1959 году устроили смотрины с привезенным из Вены ковчегом, после чего венский признали фальшивым.

Поражает полная бессмысленность кражи. Вейнигер затратил громадные деньги и усилия, чтобы сделать копию ковчега. Выгоду, которую он мог получить, определяла не собственно ценность работы, камней и золота, а история предмета - принадлежность герцогу Беррийскому и Императорской сокровищнице.  И эту выгоду он не мог получить, так как продал предмет без истории и атрибуции. И зачем он тогда рисковал? Если мог при таких же усилиях и затратах сделать любой другой шедевр с нуля?

Что характерно, в XIX веке подделка ювелирных предметов Ренессанса шла на очень высоком уровне и массово. Вейнигер активно в ней участвовал, но вот странность - продал Ротшильду такой подлинник. Читаем и дивимся http://www.wsj.com/articles/SB10001424052702304058404577494663123614638

Вейнигер при этом крайне рискует. Он продает предмет, известный искусствоведам. Он крадет у императора одного из сильнейших государств Европы. Мотивы этой кражи совершенно непонятны. Одно дело продать финансисту фуфло, другое дело - попасть в лапы Тайной полиции как лицо, совершившее акт государственной измены, ограбив Императорскую сокровищницу. Все конечно может быть, мало ли, личные счеты ювелира к Габсбургам (хотя откуда к нему такое доверие), желание возвыситься кражей века - гадать да гадать.

Удивляет и выбор предмета для фуфления. Обычно подделывали небольшую носимую ювелирку - подвеску, кольцо, ожерелье. Подделать же 20 сантиметровый в высоту ковчег с сотнями деталей из разных материалов  - не только крайне затратно и долго, но и значительно более рискованно. Слишком много деталей, легко ошибиться при изготовлении и вызвать подозрения. Да и подделки то часто были с включением подлинных деталей, маскировавших дополнения и изменения. В ковчеге же такой объем работы, что поневоле восхитишься отвагой и наглостью ювелира.

Но главное, почему так слепы были владельцы предмета? Вряд ли Ротшильды-коллекционеры совсем не разбирались в теме, чтобы не знать немногие сохранившиеся ювелирные шедевры Возрождения. Их предметы явно видели как другие коллекционеры, так и искусствоведы - эксперты, из которых никто не узнал уже показываемый на выставке артефакт? Который мало того - уникален демонстрацией тернового шипа, что позволяет атрибутировать ковчег на раз-два - подлинные шипы известны наперечет, они были эксклюзивными дарами французских королей, хранивших подлинный, как считалось, Терновый венец. Но это не смогли даже в Британском музее за десятилетия!

Объяснений вижу два.
1 Никакой кражи не было. Вейнигер продал Ротшильдам копию. Признание ее подлинником - акт вежливости австрийцев к Британскому музею  - "если джентельмены верят, что у них оригинал, не станем расстраивать джентельменов". Непонятно правда, как тогда ювелир "отбил" громадные затраты на подделку продажей вещи без истории.
2. Никакой кражи не было. Габсбурги передали ковчег Ротшильдам в уплату неких долгов или авансом за будущие услуги. Ссылки на помершего Вейнигера и кражу лишь прикрытие реальной сделки.

Tags: конспирология, непонятные артефакты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments