catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Странности детства М.М. Сперанского

Обожая читать биографии деятелей российского прошлого, иногда поневоле встречаешь странное. Причем странное не только в жизни конспираторов - революционеров, но и в жизни вполне высокопоставленных особ Российской империи. Пальму первенства держит тут, пожалуй, М.М. Сперанский, прошедший путь от поповича до графа, сделавший невероятную для начала XIX  века чиновничью карьеру.
Два современных биографа Сперанского С.А. Чибиряев и В.А. Томсинов единодушны в описании детства героя. Родился в семье бедного сельского священника (ведшего для прокорма обычное крестьянское хозяйства) в селе Черкутине Владимирской губернии. Малообразованные родители не могли оказать культурное влияние на сына, так что читать его научил слепой дед. Шестилетний будущий Сперанский (с фамилией вообще полная байда, дадена ему в семинарии - родовой фамилии у отца героя не было, но до семинарии фамилия у Сперанского была Третьяков, непонятно вообще с каких щей, он не третий ребенок в семье) читал деду в церкви за обедней часослов и апостол. Все свободное время мальчик проводил на чердаке и читал. В семь лет мальчика устроили во Владимирскую семинарию, там он сделал весьма успешную для подростка церковную карьеру - чисясь пономарем в родной деревне, читал проповеди уже в последнем классе семинарии. Был принят в архиерейский хор, потом местный епископ взял его в келейники, то есть фактически в секретари. К 18ти годам база для быстрого церковного возвышения выстроена. Вместо этого через четыре года началась светская карьера,  в которой Сперанский добился потрясающих высот - благодаря своим талантам и светским знаниям.

Байку про слепого деда, который смог обучить мальчика в шесть лет грамоте, нет смысла даже обсуждать. Вопрос интересней - никто из биографов, дружно повторяя по чтение книг, не задумывался, а откуда мальчик брал книги? Книга даже в конце XVIII века была штукой крайне дорогой и редкой. Недаром ходило столько рукописей - которые обходились дешевле чем печатная версия книги. Но и рукописи стоили денег неслабо. Книги светской печати выходили мизерными тиражами, так что, учитывая их цену, Сперанскому в деревне и провинции они были недоступны. У него в руках могли оказаться только те служебные книги, что должны были быть в церкви непремено - псалтырь да часослов. Какой либо пищи для ума они любознательному ребенку дать не могли. Библия была недоступна по большей части, Евангелия, которые могли быть доступны, вряд ли были способны подготовить Сперанского к усвоению культуры светской книги  - а он был человек, по всей его дальнейшей деятельности судя, прекрасно образованным. Да и вообще весьма странен поворот к крайнему либерализму у человека, который с малолетства жил внутри церковной культуры и первую светскую книгу увидел, дай Бог, только к концу семинарии. Это ожидаемо от подростка, который вырос на дворянской библиотеке с Вольтером и Дидеротом, а не от деревенского пономаря, читавшего лет десять только часослов с апостолом. Конечно, можно допустить, что разум Сперанского был настолько мощен, что вся религиозная шелуха, оседавшая в нем столько лет, спала моментом и безвозвратно, но верится в это с трудом.
Портрет деревенского пономаря
Tags: конспирология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments