catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Category:

Странности позитивизма в России


Перечитывание мемуара Милюкова  одновременно с оглядыванием вала новинок на озоне, навело на странную мысль, аналогов коей покамест не встречал.  Мысль была просто: а что собственно случилось между советской властью и Огюстом Контом такого, что советы, вагонами издавая его учителя Сен-Симона и кучу реакционных со своей точки зрения авторов, родоначальника позитивизма игнорировало чуть больше чем полностью?
А веть мало было таких авторов, коих, как Конта, столь потаенно страстно любила прогрессивная   Россия до 1917 года. Естественно что при жизни Самого даже упоминание его работ в русской печати было невозможным. Для Николая I сен-симонисты мало отличались от масонов, ибо также кучковались в тайных обществах и писали множественные планы по изменению России (мало того и готовились многое делать - одна секта сен-симонистов пережила Николая и фактически организовала после 1861 года новую систему русских банков). Потому секретарь Сен-Симона был персоной нон-грата. Статья В. Милютина в "Современнике" 1847 года где были изложены начала учения Конта обошлась без указания имени отца идей, отчего многие сочли что это собственно теория весьма талантливого (что факт) молодого русского экономиста.
Насколько известно впервые изложение учения Конта было дано в книгах его критиков Льюиса и Милля, изданных под одной обложкой как "Огюст Конт и положительная философия" в Санкт-Петербурге в 1867 году. Влияние на окружающих этой книги было сравнимо со взрывом небольшой бомбы. У Милюкова отмечено как появилась эта книга в их гимназическом кружке и как навсегда запал в его творческую душу позитивизм. Коему Милюков оставался верен всю последующую жизнь. С конца XIX века до 1917 года  русские контианцы развернулись, наиздавав не только множество брошюрок во славу О. Конта но и сумев капитально выпустить основной труд метра "Курс позитивной философии".
И вот 1917 год и последующие события. Казалось, бы воинственные атеисты должы весьма высоко оценивать позитивизм (социологию то они ставили высоко) - как учение не дающее ни малейшего шанса религии остаться в человеческой душе. Но парадокс - Конт был тотально игнорирован.
Что еще более удивительно - и в посткоммунистической России при разгуле вольного книгопечатания Конт оказался не при делах.
Все, что мы имеем к 2011 году - издание его брошюрок.
Что же такого секретного в его шеститомном курсе, что он, напечатанный в конце XIX века скромным тиражом, не повторяем печатанием ни при советах, ни при постсоветах?
Не могу ответить ибо за много лет копания по букинистам и букинистическим сайтам нашел только первый том, посвященый математике, хотя как известно силища в основном в третьем. Но его то ли зачитали до дыр, толи берегут в тайных скитах как мудрость, не подходящю столь суетливому веку.
Tags: книжные шутки и странности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments