catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Обновленцы на Урале 1927 год: от древних церквей Востока до эсперанто

Несколько лет назад уже выкладывал пару книг из любопытнейшей подборки о религии в СССР, купленной давным давно в местном "Букинисте". Сейчас разбираю библиотеку и нашел стопку "Уральских церковных ведомостей", подшивку за 1927 год. Издание из серии "все слышали, но никто не видел" - потому как не "тихоновцев", ставших потом РПЦ, а обновленцев и их Синода. Оттого такую гадость уничтожали одновременно и советские органы власти в рамках борьбы с религией и конкретно с обновленцами, и официальная церковь, ибо ересь и от лукавого. За обновленцами прочно закрепился в современной литературе ярлык созданного чекистами церковного раскола, сервильно преданного новым хозяинам. Но это сильнейшее упрощение и ускажение, обращение к тем же ведомостям позволяет увидеть обновленцев с неожиданной стороны. Нет сейчас возможности отсканировать всю подшивку, но выложу хоть фотографии самых интересных публикаций. К сожалению, так и не понимаю как убрать опцию ставить дату в чужом фотоаппарате, поэтому извиняюсь, что цифры могут помешать при изучении изображений.

Насколько мне известно, "Уральские церковные ведомости" выходили два года - в 1927 - 1928 гг.  Первый номер вышел 15 марта, в ноябре - декабре 1927 года выходили сдвоенные номера. Последним в том году был номер 14-15. Сколько вышло номеров в 1928 г. - мне неведомо. Тираж указан неизменно 2000 экземпляров. Издатель и ответственный редактор И. Уфимцев. Надо указать, что протоиерей Иоанн Уфимцев, настоятель Екатерининского собора, до революции был давним сотрудником и одним из редакторов "Екатеринбургских епархиальных ведомостей" - это для читателей заранее означало доверие к новому изданию.


У меня только часть номеров первого года издания. При этом подборка номеров шла у загадочного владельца книг из трех источников.
Одним из источников был местный архив ОГПУ.
Штамп "Представлено в политконтроль [две нечитаемые буквы, видимо ПП] ОГПУ на Урале" с датой - такой штамп на трех номерах

Издание предназначалось для всех христиан, что неожиданно. Была ли это инициатива редактора или курс всех обновленцев? Неясно. В имеющихся номерах каких либо публикаций необновленческих авторов не заметил. Но сам факт обращения к староверам как к христианам, а не еретикам, радует.

Обновленческая община вообще отличалась совершенно невероятным для современной РПЦ интернационализмом. Опубликовано описание пасхи в Екатерининском соброе (был для обновленцев кафедральным, взорван в 1930 году) - чтение евангелия на русском, славянском, латинском, немецком и, что уж совершенно неожиданно, на эсперанто. Почитателям языка ОМО, изобретенного и активно пропагандируемого в Свердловске, наверно было обидно)

Но за всем этим сохраняется приверженность столпам православной церкви - древним церквям Востока, особенно Сионской церкви - Иерусалимской (по понятным причинам впоследствии от привычки назывть Иерусалимскую церковь Сионской избавились)).

Ларчик открывается просто. Обновленцы и их Синод были лишь одним из трех претендентов на роль законного наследника православной кафолической церкви бывшей Российской империи (были еще и тихоновцы и сторонники григорианского раскола, центром которого кстати был как раз Свердловск). Потому поддержка патриархов Востока имела огромное значение - и ее обновленцы получили. Послание патриарха Иерусалимского Дамиана не только перепечатали в ведомостях, но фотографию с оригинала выставили в Екатерининском соборе для всеобщего ознакомления.
Послание любопытное, особенно в оценке что произошло и как теперь называть страну.

Обращаем внимание. Обновленцы у нас теперь в XXI веке агенты ОГПУ. Но что публикуют и поддерживают: в Великой России - в святой и чистой Православной вере нашей, переворот, междуусобие, столь неожиданно происшедшей социальной революции. И кто это многочисленные враги церкви, против которых надо объединиться?

Становится понятным, почему обновленцев власти стали так рьяно преследовать в 30-х гг и окончательно уничтожили в 40-х. гг., сделав ставку на более лояльную РПЦ.
К сожалению, не знаю дальнейшую судьбу И. Уфимцева, редактора и основного автора ведомостей. Светлая ему память!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments