catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Жизнь и невероятные приключения моторного бота "Детройт"

В карьере небольшого катера обычно не ожидаются океанские плавания и дальние экспедиции в неизвестные земли. Но был один бот, история которого - авантюрный приключенческий роман, достойный пера Жюля Верна.

Информации по главному герою поста так мало, что любые крохи достойны внимания. Вспоминающие "Детройт" авторы не знают его российской судьбы, немногие, поминающие мимоходом яхту "Галя-Лия", совершенно не представляют себе, что это было за судно. Оттого решился собрать все что нашел в короткий рассказ. Буду рад любым уточнениям и дополнениям.

История бота "Детройт" (Detroit) началась с встречи капитана Томаса Флеминга Дея (Thomas Fleming Day) и инженера Уильяма Э. Скриппса (William Edmund Scripps).
Скриппс и Дей - родители "Детройта"


Дэй был страстным любителем катеров и яхт, мечтал доказать возможности небольших судов плаванием на катере через Атлантику. Скриппс, владевший компанией "Scripps Motor Company", был непрочь разрекламировать производимые моторы каким либо громким достижением. В ночь на 15 апреля 1912 года утонул "Титаник", люди боялись плыть через Атлантику на самых современных огромных кораблях и Скриппс (представитель семьи известных издателей газет) был уверен: успешное плавание небольшого моторного катера через океан неизбежно привлечет внимание прессы всего мира. Лучшей рекламы его моторам и быть не могло. Кроме того, он очень любил технические новинки и моторные катера. Эти двое не могли не сговориться: Скриппс обязался оплатить и построить катер, а Дей взялся быть капитаном в рейсе через Атлантику.
Конечной целью был заявлен Санкт-Петербург, так как Скриппс имел далеко идущие планы на сбыт новых моторов в Россию. Оба организатора плавания прекрасно понимали, что обычный катер не подходит, поэтому на верфи "Лодки Мэтьюса" в небольшом городке Порт Клинтон, штат Огайо, берег озера Эри, был построен по особому проекту моторный бот, получивший название "Детройт" в честь города и газеты родни Скриппса.
Бот был весьма скромных размеров: водоизмещение 14 тонн, длина 10,65 м, ширина 3,05 м, осадка 1,5 м. Корпус "Детройта" был сделан из дуба, использовались медные гвозди. На мачту высотой 7,5 м (утверждают, что ее потом удлинили) можно было поставить парус площадью 24 квадратных метра, но его использование предполагалось лишь в крайнем случае. Вся надежда была на новый мотор от компании Скриппса - бензиновый двигатель мощностью 16 л.с. при 600 оборотах в минуту. На ходовых испытаниях "Детройт" показал скорость 7,8 узлов.
Спуск на воду "Детройта" - о нос бьют шампанское



26 июня 1912 года бот отправился в свое первое плавание  - разумеется в Детройт) Там бот нагрузили припасами (сделанными для рекламы только в Детройте) и укомплектовали экипажем. Помимо Дея в плавание через Атлантику отправились инженер Вальтер Мортон, механик Уильям Ньюстед и матрос Чарльз Эрл.
"Детройт" в пути



Первый этап путешествия - через озера Эри и Онтарио, потом по реке Гудзон - в Нью-Йорк. И оттуда 17 июля "Детройт" отправился навстречу судьбе - в Атлантику. Путешествие выдалось нелегким - шторм трепал небольшое суденышко, грохот мотора сводил с ума, а качка из-за незакрепленного балласта была просто чудовищной. Для полноты счастья на борту возник пожар, успешно погашенный с помощью новейшего огнетушителя. Единственным развлечением стала встреча с лайнером "Америка", на котором небольшой катер приняли за спасательную шлюпку с "Титаника". Доблестный лайнер немедленно изменил курс и устремился к несчастным морякам, гордо отказавшимся от помощи.
7 августа 1912 года, проведя в океане 21 день и 16 часов, "Детройт" вошел в гавань ирландского порта Куинстаун. После десяти дней отдыха бот отправился в Саутгемптон, оттуда в Остенде, Амстердам и Киль. Из Киля начался последний этап путешествия - пятидневный переход в Санкт-Петербург.
Дея встретили в России восторженно, еще бы  - редко можно увидеть капитана катера, который прошел бы на нем 6300 миль, да еще через океан. В устье Невы бот встречали военные корабли, 1 сентября Дея и его спутников чествовали на банкете в Императорском речном яхт-клубе.

Дей и Скриппс получили свою заслуженную славу. В биографии Дея будут еще славные плавания на катерах и яхтах, о плавании на "Детройте" он напишет книгу (на русском увы ее нет). Скриппс изменит катерам ради газетного бизнеса, автомобилей и гидросамолетов, получил ли он заказ на двигатели из России - сведений найти не удалось. Сам же "Детройт" остался в России и на этом факте заканчиваются все краткие биографии бота, что удалось найти в сети.
"Детройт" у причала яхт-клуба в Петербурге. Фото названо "Последний порт". Но это не конец, это начало нового путешествия.


В 1914 году известный путешественник К.Д. Носилов на свое имя получает концессию на устройство судоходного канала через полуостров Ямал.  Приходится признавать, что, вопреки имеющимся биографиям Носилова, почтенный путешественник (и видимо по совместительству не только авантюрист, но и аферист) был всего лишь купленным за двадцать тысяч рублей прикрытием для предприятия И. И. Эльпорта. Не буду углубляться в непонятные на данный момент хитросплетения дела, замечу лишь что свою яхту "Салетта", успешно плававшую по Оби до Северного Ледовитого океана,  Носилов якобы "своей" экспедиции не предоставил, так что И.И. Эльпорт покупал и нанимал для экспедиции корабли самостоятельно.
Именно И.И. Эльпорт купил оставленный  в Петербурге Деем "Детройт". Покупка явно была выгодной - "Детройт" доказал качество своей постройки, а сам факт приобретения знаменитого бота делал громкую рекламу Ямальской экспедиции. Бот был переименован Эльпортом в честь своих дочерей (так по крайней мере указано в одной из публикаций об экспедиции) -  "Галя -Лия". Странное название впоследствии как только не перевиралось, обычно указывается в литературе и в сети - яхта "Галлея". Какого либо практического значения покупка небольшого бота для полярной экспедиции явно не имела, скорее Эльпорт использовал катер как личную яхту.
Фотографий загадочного англомана - богача, инженера, журналиста, а в дальнейшем советского деятеля, известного лично Ленину, Эльпорта в сети нет, равно как и "Гали-Лии", поэтому сфотографировал их с журнальной публикации 1917 года - качество увы не очень.
Эльпорт вырядился капитаном - но все равно до Дея не дотягивает)


Эльпорт на борту "Галя-Лии"

Первоначально "Галю-Лию" собирались отправить железной дорогой в Тюмень, но когда выяснилось, что спустить на воду там бот невозможно из-за мелководья, бывший "Детройт" поехал дальше в глубь Азии - в Омск.
На Оби Эльпорт купил для экспедиции шхуну "Юрибей" и нанял два парохода, после чего небольшая флотилия отправилась навстречу приключениям. 23 сентября 1916 года экспедиция прибыла в село Самаровское. "Русское Слово" сообщало 8 октября подробности: перед Самаровским корабли настигла буря, шедший навстречу пароход врезался в шхуну (видимо имеется в виду  "Юрибей"), нанеся ей повреждение в носовой части, а яхта "Галя-Лия" отделалась легким ударом (см.: http://starosti.ru/article.php?id=53493).
Далеко на север экспедиция не прошла, корабли зазимовали в Березове, а Эльпорт отправился в путешествие по Ямалу по суше.

   Дальнейшая судьба "Детройта" известна крайне фрагментарно из-за скудости сведений об ямальских экспедициях Эльпорта. Можно лишь предполагать, что "Галя-Лия" была задействована в них в 1917 и 1921 годах, возможно использовалась в экспедициях на север при Колчаке.
Указывается, что зимой 1918-1919 гг. "Галя-Лия" вместе с "Юрибеем" зимовала в Моряковском затоне на реке Томь (правый приток Оби), в 44 км. ниже Томска. "Юрибей" в 1930-е годы был продан рыбакам на Оби. Где была "Галя-Лия" в 1920-е гг. неизвестно, в 1930 году некий неизвестный владелец оставил ее вновь в Моряковском затоне на хранение и исчез. Странная деталь, так как частных владельцев судов в СССР не могло быть к тому времени - принадлежал ли бот все еще экспедиции Эльпорта, формально давно прекращенной, или был передан некой иностранной концессии? Неясно. После нескольких лет ожидания администрация ремонтного завода в затоне обратилась в Главвод с просьбой решить судьбу судна, последовал ответ "На ваше усмотрение". Бот в конечном итоге был разобран.
Рожденный на берегу озера Эри "Детройт" умер на берегу Томи, немало повидав мир. Редким маломерным судам достается такая славная история.

О плавании "Детройта" через Атлантику есть публикации на русском, доступные в сети
Две самые основательные: Гринов Г.М. Обзор перехода капитана Дея через Атлантический океан на катере // Катера и яхты. № 2 за 1978 год  http://www.boatportal.ru/articles/679
Борисов С. Томас Флеминг Дей. "Детройт" против Атлантики http://samlib.ru/b/borisow_s_j/dey.shtml
Тема по Ямальской экспедиции Эльпорта, где поминается "Галя-Лия" http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=5986
Тема с историей гибели "Гали-Лии" на форуме речников - это единственный источник, известный мне по судьбе бота после 1917 года - http://river-forum.ru/showthread.php/3488-%D0%9D%D0%90-%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98./page11
Tags: Носилов, история северных морей, конспирология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments