catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Category:

Стеклянные старинности: крынка, четверть и ваза под фрукты

Трудно современному человеку, избалованному стеклотарой, представить насколько революционным стало удешевление и распространение стекла на рубеже XIX - XX веков. Быт изменился с наплывом стеклянных изделий радикально, одна сезонная эпидемия заготовок в банки чего стоит.  Хотелось бы показать три предмета, которые появились более ста лет назад и некогда царили в уральском (да и не только) быту.

Крынка под молоко.
Переворот в домашнем хозяйстве - появление стеклянной банки. До этого хранилищем еды были разного рода горшки и крынки, изготовляемые небольшими гончарными мастерскими в местах, богатых хорошей глиной. Стекло было гигиеничней, легче, позволяло посмотреть, как там еда чувствует себя внутри сосуда, не плавает ли в квасе мышь и не отпил ли какой гад молочка в постный день. Да и просто красивей стекло чем немудренное глиняное изделие с ближайшей ярмарки.
Стеклянная крынка хоть и была предметом массовым, теперь является великой редкостью - бились они легко, ценности для историков и музейщиков не представляли, антикварами не скупались. Потому величайшее счастье разжиться хорошим целым экземпляром.
От глиняной крынки стеклянная по форме не шибко отличается

Для сравнения


Никаких клейм на донце, но судя по очень тонким стенкам явно довоенная, если вообще не царская.


Обязательный поясок для удержания обвязки. Хорошо видно, что края пояска выпуклые, не плоские - крынка не закрывалась крышкой как обычная банка, отверстие закрывали тканью и обвязывали.


Дно тоже отличается от баночного, обычно более массивного чем стенки, - тут дно тонкое.


Решающее наступление трехлитровых банок при Хрущеве убило крынку как класс, но вот до каких годов их выпускали - тайна великая. Сейчас уже весьма пожилые люди порой даже слово "крынка" не знают и не видели ее стеклянную версию в быту, так что можно предположить, что стеклянная крынка стала исчезать, заменяемая обычными банками еще до войны, по мере развития в СССР консервной промышленности. Глиняные крынки удержались в хозяйствах дольше, но обычно уже использовались как горшки под цветы.

Бутылка - четверть.

Заветная! Фамильное сокровище, бережно хранимое в гараже. Увы, никаких клейм на бутылке, так что по времени опять широкий разброс от царских лет до довоенного СССР. Вроде как при том же Хрущеве четверти уже не производили, но они властвовали на столах безраздельно еще долго после 1960-х годов.
На четверть шли обычно с гордо поднятой головой в компании надежных проверенных товарищей.

К ее изучению привлекались лучшие умы страны.


Бутылочка вмещала три литра продукта (собственно четверть и означала одну четвертую ведра - 3,0748 литра)

Эйфелевой башней - красавицей возвышалась четверть на столе, придавая любой пьянке благородный оттенок старорежимности.


Все было продумано в старину для людей - горлышко легко затыкать подручными материалами, дно специальное - чтобы неприятный осадок откладывался и не попадал в ценный напиток.



Если стеклянная крынка вышла из быта уже полностью, то четверть определенно проживет еще долго, имея множество ценителей. Более того, ее производство возобновлено, хотя конечно наиболее ценятся оригинальные бутыли почтеннейшего возраста.

Ваза под фрукты

Влияние господского и позднее городского европейского быта сказывалось по мере удешевления предметов былой роскоши и возрастания культурной потребности облагораживания жилья. Невозможно представить себе некое "выставочное" пространство (помимо красного угла с иконами) в традиционной избе, где обычно жили сразу несколько поколений родственников. В комнатах же "малой" семьи, перебравшейся в город, уже появляется мебель, изготовленная профессионалами - изысканно, чаще на токарных станках, украшенная. Столы, комоды и буфеты можно было гостям показывать с гордостью, ими можно было самим любоваться. На них можно было ставить красивые предметы, недорогой кузнецовский фарфор и стеклянную посуду. Крайне модными стали вазочки под фрукты, что вполне естественно. Яблоки были любимым десертом, хозяйкам конечно хотелось подать их красиво, не запачкав скатерть или полировку мебели.  Да и после еды вазочка с яблоками или грушами, если дом был позажиточней, радовала взор жильцов, позволяла непринужденно угостить гостей.
Небольшая ваза под фрукты 1905-1910 гг., куплена в Нижнем Тагиле, вполне вероятно и проживала там с дореволюционных времен. Сделана конечно не на Урале, где-то в центральных губерниях или в Польше. Клейм производителя нет, но есть штамп лицензионной защиты от министерства финансов. Отлита из хрусталя.



Волнистые края не позволяли фруктам скатываться.



Такие вазы были крайне популярны и в советские годы, особенно с 1960-х годов, когда люди начали получать отдельные квартиры, где можно было ставить обеденные столы, буфеты, журнальные столики, диктующие необходимость заполнения своей поверхности чем то изящным. Но теперь перспективы подобных ваз печальны. Значительно подешевевшие фрукты перестали быть украшением стола, да и мода на громоздкий тяжелый хрусталь прошла. Вполне вероятно что в скором будущем вазы под фрукты уйдут в область преданий и пыльных музеев.
Tags: Урал, артефакты, история Урала, стекло, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments