catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Киотный крест

В советское время тщательно уничтожали православное прошлое Урала. Разрушали храмы и монастыри, убивали и ссылали священников и прихожан, после разгрома официальной церкви РИ принялись за староверов и сектантов, до того привечаемых. Сжигали и рубили иконы, отправляли на переплавку кресты и оклады, в утиль старопечатные книги. Из сборников уральского фольклора напрочь исчезли духовные стихи и рассказы о святых. Из бытовой культуры вымарывали активное использование крестов и моление иконам. Так что если судить по сказам Бажова и советским книжкам рабочие и крестьяне Урала прямо таки поголовно атеисты, загоняемые в церковь исключительно полицией, а в староверческие скиты безграмотностью.
К 1980-м годам внешне атеизм победил. Не помню, чтобы у кого то из знакомых или родственников в то время в квартирах были бы открыто выставлены иконы (хотя так то, как сейчас понимаю, иконы сберегались в большом количестве). Тем больше было удивление, что у одной из моих бабушек в комнате был оборудован красный угол - молиться. Икон там не было, зато стоял большой крест, совершенно потрясший мое детское воображение, настолько он был удивителен. Рассматривать его можно было бесконечно, хотя никакого представления кто там изображен и что означают надписи конечно не было. О православии и святых открыто заговорили только в 1988 году при внезапном для СССР праздновании тысячелетия Крещения Руси, тогда же видимо впервые за послевоенное время издали общедоступную Библию, но до нашей глухомани ничего особо не доходило.
После смерти бабушки крест забрал себе и припрятал, иначе родня его наверно бы в 1990-е годы и продала по тяжести жизни. А крест принадлежал еще моей прабабушке и конечно бесценен. Выставляю его и чтобы показать памятник уральского литья XIX века, и чтобы обсудить кое-какие интересные особенности.

Крест большой (34 сантиметра высотой), отлит из золотистого бронзового сплава. Традиционные уральские эмали - синяя и белая, чтобы избежать монотонности наложены с чередованием.

Вверху Бог-отец (когда прочитал куновские "Мифы Древней Греции" и увидел изображение Гелиоса с похожим нимбом - вот был шок)), Святой Дух и два архангела. Первые непонятки - имена Бога-отца и Святого Духа не подписаны.


Лики светил в детстве привлекали особое внимание своей загадочностью.



Внизу реалистичное изображение растения, символика его мне не понятна - куст Купины, первый росток Церкви, символ возрождения?


На обороте молитва кресту и звезды. Астральный символизм - светила спереди, звезды сзади - не случаен, демонстрирует вселенский масштаб событий, запечатленных на кресте. Похоже и про облака не забыли, скорее всего именно их показывают заполненные штриховкой фигуры с волнистыми краями.


И вот то, что удивляло меня в детстве и продолжает удивлять сейчас - зачем надо было на кресте сзади изображать еще крест? Да еще заполнить пространство внутри него странными фигурами, похожими на листья. Вверху и внизу также непонятные, но явно не случайные пояса с косых линий и точек. Что то хотели сказать, да вот что?



 
Tags: Урал, артефакты, история Урала, семейный архив, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments