catofoldmemory (catofoldmemory) wrote,
catofoldmemory
catofoldmemory

Categories:

Афёра К.Д. Носилова - И.И. Эльпорта с каналом через Ямал

История полярных экспедиций это не только летопись великих открытий, выдающихся свершений человеческого духа и жутких трагедий, но и яркие примеры, насколько наглой может быть фальсификация, как обман может исказить истинную хронику и суть событий и как недостоверно порой то, что мы знаем о прошлом.
Начинал собирать материалы по деятельности К.Д. Носилова и по его проекту канала через Ямал сперва в целях еще большего восхваления и без того не обиженного на похвалы писателя и путешественника. Но постепенно Носилов представал все более и более мутным персонажем, а когда появился на сцене господин Эльпорт, то проявилась дивная картина попытки воплотить русскую Панаму - создать под канал акционерское общество, собрать деньги и удалиться, пока дураки не опомнятся.
Осталось конечно много непроясненных деталей (к примеру, не стал рассматривать попытки Носилова договориться с Й. Лидом и Ф. Нансеном, не стал углубляться в историю экспедиции 1921 года и т.д.), но поиски продолжаюся.
Напомню, что уже писал о судьбе одного из кораблей экспедиции Эльпорта - о боте "Детройт" - вот тут история настоящего героизма https://catofoldmemory.livejournal.com/44912.html

Известный путешественник и писатель К.Д. Носилов (1858-1923 гг.) не обделен вниманием современных исследователей, почти в каждой работе о нем упоминается получение концессии на постройку канала через Ямал и экспедиция 1916 г. для реализации этой концессии. Данное предприятие неизменно трактуется как патриотическое начинание на благо развития севера, итог более чем двадцатилетней деятельности путешественника по изучению Ямала и развитию судоходства в Карском море[1]. Но при обращении к документам и публикациям начала XX века выясняется, что реальная картина деятельности К.Д. Носилова относительно канала на Ямале весьма далека от общепринятой версии.
Активное экономическое развитие Западной Сибири и возобновление коммерческого мореплавания по Карскому морю во второй половине XIX века обнадежили российских и иностранных предпринимателей возможностью доставки на Тобольский север необходимых европейских товаров и ответного вывоза сибирской продукции Северным морским путем. Однако плавание на Обь с европейских портов затруднялось и значительно удорожалось необходимостью обхода Ямала, в ходе которого кораблям угрожали льды и тяжелые навигационные условия около малоизученного побережья без населенных пунктов и удобных гаваней. При этом были известны исторические документы о существовании в XVI-XVII вв. речных путей и волоков через Ямал, по которым поморы проводили свои суда на промыслы и для торговли в Мангазее. С конца XVIII века появляются проекты по изучению старых и созданию, через постройку каналов, новых водных путей, позволяющих избежать плавания вокруг Ямала. В 1876 г. сразу две экспедиции занимались вопросом возможного водного пути через южную часть Ямала с Байдарацкой губы на Обь – экспедиция Общества для содействия русской промышленности и торговле и Бременская экспедиция А. Брэма и О. Финша. Обе экспедиции признали неосуществимость предлагаемых проектов создания канала[2]. После этого научные общества и правительственные учреждения вопросом изучения возможности постройки канала через Ямал в дореволюционный период не занимались, но отдельные частные лица по-прежнему отстаивали возможность и необходимость его постройки.
В начале XX века самым известным сторонником канала был К.Д. Носилов, который выступал в печати как знаток Ямала и исследователь речных путей через него. Заинтересовавшись Ямалом после путешествий по Северному Уралу и на Новую Землю, он впервые отправился на полуостров из Обдорска 8 июля 1893 г., в 1897 г. предпринимает новую экспедицию, в ходе которой, как сам утверждает, нашел древний речной «мангазейский ход»: «Этот путь я только что этим летом отыскал и исследовал, и нет никакого сомнения, что он, обладая всем, чтобы быть удобным и дешевым, скоро будет единственным путем в Сибирь и совершенно исключит плавания по Карскому морю». Данный факт не ставится под сомнение биографами К.Д. Носилова[3], тем не менее, сомнительно, что последний предпринимал какие-либо дальние экспедиции по Ямалу. Нет никаких достоверных сведений относительно его маршрутов по полуострову, объема выполненных исследований и полученных результатов. О путешествиях приходится судить почти исключительно по публицистическим произведениям, в которых автор сильно преувеличивал свои заслуги в изучении Ямала.
Прямо отрицал посещение Ямала К.Д. Носиловым такой осведомленный человек как многолетний глава Обдорской миссии И.С. Шемановский (игумен Иринарх). В своих письмах 1907-1908 гг. к исследователю Ямала Б.М. Житкову он крайне негативно отзывается о нем: «Пресловутый Носилов, нововременский корреспондент, так много писавший о Я-Мале и своих похождениях на нем, нам же лично достоверно известно, вовсе и не попадал на этот полуостров. Самоеды возили его по тундрам, но не Я-Мальским»; ««Известный» путешественник К.Д. Носилов много наделал зла, пособрав у самоедов кой-какие вещи бесплатно и пообещав награды от ученых обществ»[4]. В подробном «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910 гг.)», составленном И.С. Шемановским, указано, что К.Д. Носилов гостил в Обдорске в 1893 году[5]. Носиловской экспедиции 1897 года и последующих И.С. Шемановский не заметил. При этом никакое продолжительное путешествие по Ямалу невозможно было совершить без содействия чиновников и духовенства Обдорска. Научная экспедиция Б.С. Житкова на Ямал (1908 г.) готовилась при содействии Российского географического общества и всех местных властей путем заблаговременных договоренностей о толмачах, проводниках, оленях и снаряжениях. К.Д. Носилов же обошелся вообще без серьезной подготовки и помощи местных властей, тем не менее, как утверждал, сумел пересечь Ямал и провести некие исследования речных путей.
Со слов самого К.Д. Носилова указывается, что он планировал «описать полуостров Ямал между Обью и Карским морем в естественно-историческом и географическом отношении, чтобы получить ученую степень от Сорбонны». Но каких-либо научных и исторических материалов по Ямалу К.Д. Носилов так никогда и не опубликовал. В статье «Из путешествия на полуостров Ямал» путешественник говорит в основном о проблемах миссионерской деятельности среди самоедов, касается их образа жизни и обычаев[6]. В начале XX века к путешественнику обратился гидрограф А.М. Филиппов, собирающий сведения о речных путях Ямала, но на свой запрос не получил от К.Д. Носилова удовлетворительного ответа. Фундаментальную работу о Ямале выпустил только Б.М. Житков в 1913 году[7], причем ни разу не упомянул имени К.Д. Носилова, хотя составил подробный очерк истории исследований Ямала и выделил два речных пути через полуостров: северный, древний путь в Мангазею, и южный через Юрюбей[8]. Очевидно Б.М. Житков вполне доверился мнению И.С. Шемановского, что К.Д. Носилов не был на Ямале, и сам не нашел никаких следов пребывания его среди ямальских ненцев.
Тем не менее, К.Д. Носилов оставался знатоком Ямала в глазах широкой общественности и активно писал заметки о севере и проблемах Северного морского пути в разные популярные издания, доказывая, что регулярные плавания по Карскому морю невозможны из-за льдов и непредсказуемой погоды, так что выгодней построить канал через Ямал, используя открытый им старый речной путь. Отстаивание К.Д. Носиловым проекта канала через Ямал преследовало вполне корыстный интерес. В 1911 году стало вести активную пропаганду акционерное общество «Societe Parisienne de Siberie», готовящее к продаже свои акции под громкие обещания обеспечения дешевого провоза грузов из Сибири в Европу через Ямал. Сулили дивиденды не менее 50% на акцию, заручились поддержкой влиятельных людей в Санкт-Петербурге вплоть до П.А. Столыпина. Для начала организовывали экспедицию на Ямал и собирали скромные взносы. На практическую неосуществимость обещаний этого фантастического общества прямо указал в печати главный знаток Ямала Б.М. Житков, но неудача с размещением акций не остановила главу предприятия В.С. Терновского в желании нажиться на ажиотаже вокруг торговли и промыслов севера.
В 1913 году стали выходить рекламные издания нового предприятия В.С. Терновского - организации научно-промышленной экспедиции в Карское море для установления срочного пароходства по якобы вновь открытому кратчайшему пути К.Д. Носилова. Редактором рекламных изданий «Новоземельская газета» и «Северный журнал» был И.И. Эльпорт, а активным сотрудником К.Д. Носилов. Выдуманные описания якобы уже проведенных В.С. Терновским с товарищами экспедиций и предпринятых мероприятий на Севере (вплоть до основания на Ямале целого порта, скромно названного Терновск) вызвали ожесточенную критику специалистов, разоблачавших мошенничество компании, опять собиравшейся под фантастические обещания выгодно продать свои акции[9].
Неудача вовсе не остановила сложившееся англо-франко-русское предприятие (И.И. Эльпорт, В.С. Терновский и К.Д. Носилов), пошедшее на новый виток пути к заветному размещению акций. Летом 1914 года К.Д. Носилов отправился на своей яхте «Салетта» к восточному берегу Ямала, где якобы предпринял новые изыскания речных путей через полуостров. 28 августа 1914 года в газете «Новое время», постоянным многолетним корреспондентом которой был К.Д. Носилов, появляется, вероятно им же и написанная, небольшая заметка «Северный путь»: «Известному исследователю и знатоку нашего Севера г. Носилову на полуострове Ямале удалось разыскать старинный новгородский водный путь из Европейской России в Сибирь. Найдены и исследованы озеро Тылонто и река Тыловка, чрез которые отважные мореходцы переправлялись из одной части света в другую. Осуществление морского пути из Сибири в Европейскую Россию и в Западную Европу через Ямал вполне возможно, доступно и не требует больших затрат. Водный путь в Сибирь через Ямал удлиняет навигационный период, освобождает пароходства от всех случайностей, сопряженных с плаванием через Карское море и дает возможность регулярных торговых морских сношений Сибири с Европой».
19 июля 1914 г. было утверждено положение Совета министров (Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1914 г. № 266. Ст. 2422.), согласно котором члену Императорского Русского географического общества К.Д. Носилову было предоставлено право на устройство для своих надобностей искусственного водного пути через полуостров Ямал, при условии соглашения предпринимателя с инородцами относительно прилегающих к этому речному пути земель, и с тем, чтобы размер денежного сбора за прохождение грузов через проектируемый канал устанавливался по соглашению предпринимателя с грузовладельцами[10]. Необходимо обратить внимание, что заявленный при подаче концессии проект был гораздо скромнее, чем в печатных заявлениях компаньонов: «Министр путей сообщения представил в совет министров ходатайство К.Д. Носилова о предоставлении ему права на устройство и эксплуатацию искусственного водного пути через полуостров Ямал, между Байдарацкою губой Карского моря и Обскою губою. Предприниматель предполагает прорыть по водоразделу рек означенного полуострова небольшой канал, длиною не свыше 136 сажен… При помощи этого канала, а также углубления названных рек, получится непрерывный водный путь, длиною не свыше 200 верст, а именно по р. Средней, протяжением около 50 верст, начиная от впадения ее в Обскую губу до истока из озера Сяото, далее по названному озеру и устраиваемому между ним и северным безымянным протоком р. Юрюбея каналу, затем по упомянутому притоку и озеру Саонето, и, наконец, по р. Юрюбею, до впадения в Байдарацкую губу. По объяснению К.Д. Носилова, устройство означенного пути должно улучшить условия существования местного инородческого населения и будет способствовать приспособлению инородцев к оседлой жизни… С другой стороны, этот водный путь приблизит полуостров к русским селеньям понизовья р. Оби и даст русскому элементу заселить полуостров»[11].
В созданном для реализации концессии торговым домом главным владельцем был И.И. Эльпорт – из 50 тысяч заявленного капитала ему принадлежали 48 тысяч, по одной тысяче внесли К.Д. Носилов и В.С. Терновский. За взятие концессии на свое имя К.Д. Носилов получил от И.И. Эльпорта 20 тысяч рублей. Организатором и главой Ямальской экспедиции был сам И.И. Эльпорт, хотя формально экспедиция считалась под руководством К.Д. Носилова. Все это было раскрыто при объяснении И.И. Эльпорта с тобольскими властями в 1916 г.
Начавшаяся мировая война, закрывшая вывоз русских товаров через Балтику и Черное море, благоприятствовала компаньонам: перевозки Северным морским путем стали коммерчески более выгодными и были взяты под особое попечение правительства. Вот только никаких перевозок и никакого канала не планировалось, хотя К.Д. Носилов не жалел обещаний в известиях для прессы. В как минимум двух публикациях[12] К.Д. Носилов обещал завершение работ по обустройству пути через Ямал к 1918 г. (самое позднее к 1920-му) и стоимость провоза пуда груза от Иркутска до Лондона не более 30 копеек. Невыполнимость этих обещаний была совершенно очевидна специалистам и явно неслучайно, что для публикации в специализированном журнале «Русское судоходство» К.Д. Носилов стоимость провоза груза скрыл, пообещав все же открытие канала для всеобщего пользования в 1918-1920 гг.[13] Сроки постройки канала и стоимость перевозки пуда груза были фантастически неправдоподобными. В 1914 г., до повышения цен из-за войны, стоимость доставки пуда хлеба с Сибири оценивали в 52,83 копейки по железной дороге и 40 копеек Северным морским путем, причем эта дешевизна была мнимой и достигалась предоставлением перевозчикам солидных государственных субсидий[14]. К.Д. Носилов же сулил экономически выгодное предприятие по перевозке грузов в самое ближайшее время при том, что у компаньонов на конец 1916 г. не было даже карт предполагаемого водного пути.
В практическом плане успехи компаньонов были более чем скромны. В 1916 г. была организована экспедиция на Ямал во главе с И.И. Эльпортом. В Петербурге он купил паровой бот «Детройт», переименованный в «Галя-Лию», в Тобольске купил шхуну «Юрюбей», зафрахтовал пароход «Аскольд» с баржей. Оказывали помощь И.И. Эльпорту органы власти: министерство путей сообщения перевезло «Галю-Лию» в Омск, морское министерство разрешило устройство на судах экспедиции радиотелеграфной станции, военное министерство освободило рабочих от воинской повинности, с казны выдали даже дефицитные сахар и спирт на нужды экспедиции. Но к Ямалу И.И. Эльпорт не торопился, его караван неторопливо продвигался по Оби и в итоге зазимовал в Березове. До Обдорска доехал только сам И.И. Эльпорт, желая договориться с ненцами о содействии. Власти тобольской губернии крайне негативно отнеслись к экспедиции, уверенные в том, что она преследует вовсе не те цели, что были заявлены официально, но предприятие имело в Санкт-Петербурге высоких покровителей, вынудивших губернские власти оказывать И.И. Эльпорту содействие[15]
К осени 1916 года И.И. Эльпорт, по неясным причинам, решил открыто выступить в печати как владелец предприятия и руководитель экспедиции. Вряд ли можно предполагать некую размолвку между компаньонами, так как К.Д. Носилов не только не выступил с опровержением заявлений И.И. Эльпорта, но и продолжал с ним сотрудничать. Весьма интересна статья И.И. Эльпорта 1917 года[16]: «Знакомство мое с членом географического общества К.Д. Носиловым состоялось уже после того, как мною, совместно с В.С. Терновским, был предрешен проект прорытия канала через полуостров Ямал. В К.Д. Носилове я встретил своего единомышленника… И вот, К.Д. Носилов, по соглашению со мною, исходатайствовал в законодательном порядке разрешение соорудить на частные средства канал через полуостров Ямал, а я заключил с К.Д. Носиловым договор и отдал ныне дорогому делу и средства, и время и труд». Далее И.И. Эльпорт, споря с мнением Б.М. Житкова о северном варианте речного пути новгородцев через Ямал, ни слова не говорит о неких более ранних работах К.Д. Носилова: «В распоряжении моем не было и нет достаточного материала, чтобы проложить линию канала по карте. Руководствоваться картою, составленной профессором Житковым, нельзя». К.Д. Носилов не стал бы скрывать имевшиеся у него материалы по Ямалу от «своей» же экспедиции – подтверждается предположение, что никаких собственных карт и исследований рек у него и не было.
Несмотря на уверенность И.И. Эльпорта в успехе дела, его экспедиция и в 1917 году не добралась до Ямала. Осенью 1917 года суда и некоторые члены экспедиции все еще находились в Березове. К.Д. Носилов не поехал с якобы им возглавляемой экспедицией ни в 1916, ни в 1917 гг. При этом «неудача экспедиции не помешала Эльпорту весной 1918 г. выступить в Петрограде с докладом организации акционерного общества по устройству и эксплуатации канала на Ямале и автосанного грузового сообщения в Зап. Сибири. Доводы Эльпорта оказались малоубедительными, вызвали много возражений, акционеров не нашлось»[17]. Удивительно, но и на этом компаньоны не остановились, предложив свои услуги уже советскому правительству, которое проплатило организацию экспедиции под руководством К.Д. Носилова (которого быстро и уже привычно сменил в должности И.И. Эльпорт) на Ямал в 1921 году. Эта экспедиция также закончилась безрезультатно, вызвав ожесточенные нападки на И.И. Эльпорта в прессе, что не помешало ему пытаться заинтересовать каналом через Ямал местные власти в Свердловске, впрочем, безрезультатно.
Необходимо признать, что если даже проект постройки канала К.Д. Носиловым изначально и не был авантюрным, то с 1911 года путешественник был активным соучастником готовящегося мошенничества по созданию акционерного общества ямальского канала. Две первые попытки раскрутки этого акционерного общества были сорваны в 1911 и 1913 году, но в 1914 году «Societe Parisienne de Siberie», превратившись в «Торговый дом И.И. Эльпорт и Ко», сумело получить концессию на постройку и эксплуатацию канала, при этом заявленный правительству проект был гораздо скромнее и носил исключительно местное значение, в то время как для газетных публикаций канал описывался частью дешевого и быстрого пути грузоперевозок товаров между Лондоном и Сибирью. К.Д. Носилов обманывал публику как по предполагаемой выгодности своего проекта, так и по срокам его реализации. Экспедиция 1916-1917 года была для компаньонов лишь имитацией деятельности, поэтому, при всевозможной помощи от государства, даже не сумела добраться до Ямала. Нелепость затеи с каналом была изначально очевидна для специалистов, решительно выступавших против подобных проектов, так что успех компаньонов в получении концессии и содействия властей объясним только неким высоким покровительством, оберегавшим предприятие. Тем не менее, многолетняя подготовка аферы не помогла, и акционирование канала в очередной раз было сорвано.
Сомнительно, что вообще была необходимость в канале через Ямал. Практическую ценность для современного мореплавания речных путей через полуостров отрицал Б.М. Житков, исследовав реки и озера по двум возможным маршрутам. Небольшие лодки вполне могли пересекать Ямал без всяких каналов, что доказало плавание карбаса «Щелья» по мангазейскому ходу в 1967 году[18]. Для прохода же крупных морских судов требовалось построить канал сопоставимый с Кильским, что при краткости северной навигации никогда бы не окупилось, тем более что каналом спрямлялся только путь на Обь, а суда к Енисею по-прежнему обходили бы Ямал с севера. Если же делать водный путь лишь углублением существующих русел рек и постройкой небольшого канала между ними для прохода речных судов (как предлагали К.Д. Носилов и И.И. Эльпорт) то возникала потребность в перегрузочном комплексе, в постройке крупного порта на западном побережье Ямала. А.М. Вихман справедливо указывал, что при проекте К.Д. Носилова речные суда должны будут идти до канала через Обскую губу, подвергаясь всем опасностям плавания в Карском море. При этом и западный выход из водного пути через Ямал вовсе не безопасен и не свободен ото льдов. Если же льда у побережья Ямала нет, то крупным кораблям не составляет труда самим добраться до устья Оби вокруг Ямала[19]. Справедливо указывалось, что никаких преимуществ по сравнению с существующим путем вокруг Ямала канал не дает[20]. Все подобные соображения были учтены при развитии Северного морского пути в советские годы, и после безрезультатных экспедиций И.И. Эльпорта в первой половине 1920-х гг. изыскания по проекту ямальского канала были прекращены.




[1] См. к примеру: Омельчук А.К. Ямальский проект Константина Носилова // Лукич. Литературно-краеведческий журнал. Тюмень, 1998. Октябрь. Часть 3. С.16-18.
[2] См.: Горобков Б.Н. К использованию Северного морского пути // Хозяйство Урала. Свердловск, 1925. Выпуск 2. С.129; История Ямала. Том I: Ямал традиционный. Книга 2. Российская колонизация / Под ред. И.В. Побережникова и др. Екатеринбург: .Баско, 2010. С.267-272.
[3] См., к примеру: Омельчук А. К. Носилов. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. С.92-93,96.
[4] Шемановский И.С. Избранные труды. Том II. М.: Советский спорт, 2011. С.250, 256.
[5] См.: Шемановский И.С. Избранные труды. Том I. М.: Советский спорт, 2011. С.246.
[6] См.: Носилов К.Д. Из путешествия на полуостров Ямал // Церковные ведомости: Прибавления (неофициальная часть). 1894. №28. С.940-948; № 29.С.975-982.
[7] Житков Б.М. Полуостров Ямал // Отдельный оттиск из тома XLIX «Записок Императорского Русского Географического общества». СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1913.
[8] См.: также: Житков Б.М. Морской торговый путь в Сибирь. Москва: Типография Императорского Московского университета, 1910. С.12-14.
[9] См.: В-н Э. Промысловые богатства Русского Севера и привлекаемые ими иностранные «дельцы» // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1913 г. № 5-6. С.55-75.
[10] См.: Рукосуев Е.Ю. Съезды горно- и золотопромышленников Урала в конце XIX – начале XX века: организация и направления деятельности. Екатеринбург: УрО РАН, 2015. С.247.
[11] Проект внутреннего водного пути между Карским морем и устьем р. Оби // Русское судоходство. 1914. № 8. С.46
[12] Ямальская экспедиция // Новое время. 1916. № 14573 30 сентября. С.6-7; Ямальская экспедиция // Известия архангельского общества изучения Русского Севера. 1916. № 12. C.508-510.
[13] См.: Экспедиция на Ялмальский полуостров // Русское судоходство. 1916. № 12. С.21-22.
[14] См.: Чернышев В.П. Северный морской путь // Русское судоходство. 1914. №10. С.3.
[15] См.: Софронов В. Экспедиция Эльгорта на Ямал // Югра. 2011. № 3. С.72-76.
[16] См.: Эльпорт И.И. Через Ямал // Природа и люди. 1917. № 22, 30 марта. С.305-307.
[17] Горобков Б.Н. К использованию Северного морского пути // Хозяйство Урала. Свердловск, 1925. Выпуск 2. С.130.
[18] См.: Буторин Д.А., Воробьев Б.Т. Мангазейский ход. М.: Молодая гвардия, 1970.  С.144-169.
[19] См.: Вихман А.М. Морские сообщения Сибири. Красноярск: Енисейская губернская типография, 1919. С.31
[20] См.: Горобков Б.Н. К использованию Северного морского пути // Хозяйство Урала. Свердловск, 1925. Выпуск 2. С.131-133.
Tags: Носилов, Урал, история Урала, история северных морей, конспирология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments