Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Богатырь Илья Муромец

Досадно что один из лучших образов древнерусского богатыря в искусстве малоизвестен за пределами круга любителей уральского чугунного литья. Поэтому стоит выложить фотографии этой впечатляющей скульптуры. Такие фигурки отливали на каменск-уральской "Вагранке" в 1960-1964 гг. малыми сериями. Автор модели неизвестен, скорее всего за основу взят некий дореволюционный образец Каменского же завода. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что ни один завод кроме "Вагранки" такой фигуры не отливал. Сама же "Вагранка", как правило, копировала каслинские изделия, не имея собственных скульпторов, оригинальные ее работы немногочисленны и не столь качествены как "Богатырь", удивляющий как раз вниманием к деталям образа. Можно предположить, что нашли старую модель и по ней стали лить, Каменский завод до революции занимался художественным литьем, могли заказать скульптуру и не успеть пустить ее в серию по мировой войны.
Collapse )
 

Шедевр

Есть еще Мастера на Руси!
Отсюда http://emii.ru/vystavki/geroi-kamnereznye-raboty-uralskih-masterov-iz-chastnoi-kollekcii-event-1143.html

Святогор и Микула
Камнерезный дом Алексея Антонова
2011
Пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, горный хрусталь, шайтанский переливт, долерит, родонит, скарн, металл

Еще о мастерской и фотографии изделий высочайшего уровня
https://www.livemaster.ru/topic/2357537-master-kamnerez-aleksej-antonov

Иллюстратор Павел Татарников

В "Букинисте" обрел чудесную книгу "Золото Рейна" - пересказ для детей Вагнера с совершенно изумительными иллюстрациями белорусского художника Павла Татарникова - первая же мысль - крайне хочется в его исполнении иллюстрации для "Властелина колец".  Там местами и переделывать ничего не надо)
Лишь волки и вороны выдают что изображен не Теоден, а Один.

Моя прелесть!

Чем не бегство гномов после похищения Наугламира?


Три места, где можно почитать о художнике и насладиться его работами (но в книжном варианте они гораздо круче смотрятся)
https://www.livemaster.ru/topic/1014953-pautinki-skazok-pavla-tatarnikova?vr=1&inside=0
https://www.livemaster.ru/topic/1015055-skazochnoe-srednevekove-ili-pravilnye-knizhki-dlya-malchikov-illyustrator-pavel-tatarnikov-chast-2
https://artchive.ru/publications/3156~Illjustrator_Pavel_Tatarnikov_Detej_kategoricheski_nelzja_napravljat_zastavljat_i_uchit

Гравюры из серии о Белом короле

Глянул тут уникальную подборку гравюр начала 16 века (хотя издание, как понимаю, уже 18 века?) о жизни Белого короля (Максимилиан I, Император Священной Римской империи  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD_I_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8)
Collapse )

Невероятная история ограбления (?) сокровищницы Габсбургов

В прошлом посту уже писал, что история попадания артефактов в Британский музей порой поинтересней даже самих предметов. Однако думалось, что круче историй клада храма Окса и "Черного Георгия", вывезенного в ходе операции КГБ по финансированию своих агентов http://catofoldmemory.livejournal.com/17109.html уже мало что найдется.
Но таки нашлось в 66 истории книги Макгрегора.
Collapse )

Сергей Доля. "Кружева и сталь. Заметки о Семилетней войне 1756-1763 гг".

Как фанат лотерей и старых вещиц включусь в рекламную компанию, благо книга действительно интересная, да еще и по XVIII веку.

О книге http://mos-art.livejournal.com/1207806.html - история эпохи Семилетней войны через портреты британского художника Рейнольдса.
Весьма приятно, что люди все еще издают книги на бумаге. Вдвойне приятно, когда они включают в них качественные иллюстрации. А если еще и пишут при этом толково - то счастью читателей нет предела)
Сам подход к истории через портреты - крайне нравится. Историю можно рассказывать как историю наций, ее можно изучать как историю армий, отдельных военных подразделений. Можно изучать и через вещи, когда эволюция армейского штыка по накалу страстей переплюнет любой триллер. Но, в конечном иоге, историю делают не вещи и не нации, ее делают конкретные люди, пусть чаще всего и неисповедимыми для себя путями. Оттого крайне интересно рассматривать старые портреты и не столько даже с позиций оценки мастерства художника и восхищения великолепием мундиров потрясающего театрализованного века.  Смотреть на лица участников - гордые или усталые, украшенные сединами от невзгод боев и походов или еще пока слишком молодые, не ведающие своей судьбы, великой, позорной ли, или гибельной, - уже само по себе познание истории более глубокое, чем прочтение краткого пересказа погодовых событий с калейдоскопом имен и географических названий.
Остается лишь горевать, что на столь прекрасную по замыслу и воплощению книгу о героях и воинах Великобритании, вряд ли будут равняться исследователи нашей военной истории. Кроме портретных серий героев войны 1812 года, заслуживших отдельные публикации, все прочие портреты действующих лиц в исторических книгах обычно собраны как формальный довесок  - по 12 лиц генералов на одном развороте черно-белой вкладки - форменное издевательство над читателем (к примеру у Глущенко в "России в Средней Азиии".
Историки! Побольше качественных цветных портретов в книгах!!

Etruscan Art In the Metropolitan Museum of Art

Благодаря "Озону" и скидкам на нем успел купить несколько иностранных книг по античности до того, как падение рубля превратило их в предметы роскоши. Есть смысл их хотя бы кратко упомянуть.
Надо признать, что в плане издания прекрасных книг по науке и искусству  загнивающий запад ушел от нас  в дакое далекое светлое будущее, что нематерными словами и не описать. Как интересующийся античностью и историей искусств отслеживаю, что выходит на руссом, и окромя изданного в этом году "Абидоса" Солкина - фантастического труда одного человека вне рамок каких либо официальных исторических и археологических структур, - не могу вспомнить ни одной книги, где сочетались бы прекрасная полиграфия, карты и фотографии артефактов с новейшими исследованиями по тематике. Так что приходится закупаться импортными изданиями и осиливать со словарем - хотя конечно чаще всего процесс останавливается на стадии рассматривания картинок).
Альбом по этрусской коллекции в музее Метрополитен - просто эталон как надо издавать книги, его можно часами изучать, главно не уронить на пол - пробьет, так как тяжеловат) Сильнейше поражает изысканность этрусских артефактов и высокий уровень ремесла. При этом гармоничное сочетание ближневосточных мотивов с греческим влиянием при заметном предвестии того, что потом выразится в кельсткой традиции  - на которую явно господа этруски повляли, активно торгуя по морю и по суше с варварами.

Музею Метрополитен конечно свезло с кураторами - подборка предметов уникальна - одна бронзовая прекрасно сохранившаяся колесница чего стоит! Но особая честь и хвала (впервые такое вижу) - за главу о подделках и предметах сомнительной атрибуции из собрания музея. Мало кому приятно рассказывать как любимая контора стала жертвой обмана - здесь же автор честен и обстоятелен.
Особенно замечательна история с огромными глиняными статуями "этрусков" - история есть на русском http://www.r-sg.ru/page.php?p=obman_010
Статуи фигурируют в старых книгах по искусству - к примеру тут фото 254   http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st031.shtml  - в общем то это как раз одна из причин, почему нет смысла порой верить старым книгам)

Интересная история "Черного Георгия"

Читывая тут книгу Робина Кормака "Иконы", наткнулся в описании одного из наиболее ценных экспонатов коллекции икон Британского музея на занятные подробности приобретения - икону "Черный Георгий" ("Святой Георгий Победоносец на черном коне", псковская школа, XIV век) музей купил в 1986 году, при этом отмечалось, что она в 1960х реставрировалась и выставлялась в Третьяковской галлерее - !!!!! - Ладно распродажи произведений искусства при Сталине, но теперь то как такое чудо и национальное достояние ушло из страны???

История оказалась  занятной. Икона якобы была найдена на русском севере женой диссидента Синявского (несколько версий, была ставней в амбаре, степенькой в леснице, взяли, потому что была легкая, не хотели везти потому что тяжелая, в общем байка на байке, скорей всего куплена вполне из семьи или у других коллекционеров, но всегда ж лестно описывать себя спасителем артефакта, а не банальным барыгой). Вывезена Синявским в 1974 при эмиграции из СССР.

Ну приехали оО. У нас до сих пор вывоз предметов старины из страны запрещен, из-за чего многие библиофилы при эмиграции вынуждены были раставаться со всей своей библиотекой, даже с вполне рядовыми дореволюционными изданиями. Помнится, уже в 2000-х гг. завели уголовное дело на бедолагу - священника, который пересекал границу с евангелием, изданным в 1915 году и уж точно не являвшемся культурной ценностью - а в СССР контрабанда такими ценностями каралась и расследовалась неутомимо. Тем более икона выставлялась и была хорошо известна знатокам как уникальная и по возрасту и по иконографии.

В сети нашлось и вполне логичное объяснение сему "чуду о Георгии" - http://grigoryants.ru/sovremennaya-diskussiya/chetyre-maski-andreya-sinyavskogo/
выжимка касательно только иконы http://dipart.livejournal.com/44470.html , но лучше прочитать полный вариант.

Как КГБ готовило Синявского (давнего сексота) на роль своего агента влияния в создаваемом комитетом "правозащитном" движении, потому для финансового благополучия позволило вывезти (сперва видимо позволив со своей помощью собрать) всю его коллекцию икон в отдельном вагоне. После переезда на Запад "Черный Георгий" конечно ж был сразу продан и в конце концов очутился в Британском музее.

Умиляет конечно и готовность комитета ради своей операции запродать на Запад национальное достояние и уникальнейший памятник прошлого, и готовность "высоко моральной интеллегенции" (говнеца еще того) поучаствовать в распродаже духовного наследия Родины. Что-то мне кажется подобное финансирование своих агентов через вывоз антиквариата было для госбезопасности не слишком уникальным явлением, в причесанных мемуарах знаменитого Хаммера описаны его поездки и в брежневский СССР с некими неясно прописанными культурными задачами. В результате которых, скорей всего,  из страны нужным и полезным людям уплывали кой какие старинные ненужные стране побеждающего коммунизма вещички.

Встречались в сети утверждения, что комитет якобы вообще барыжил профессиональными подделками икон, мода на которые на Западе пошла с возрождением интереса к Византии в 1970-х гг., так что когда эксперты отечественных музеев попали на запад, их мнения об обширных коллекциях предметов, купленых на крупнейших аукционах 1980х, было шоком для собирателей икон.

Смотрим к примеру недавнее интервью на "Русской планете" http://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html  - интересно да, кто же мог так заполнить рынок подделками? Но этот интереснейший вопрос многоуважаемый эксперт не рассматривает "Помню, как сломался рынок икон в 90-х годах. Наши эксперты стали ездить за рубеж и обнаружили, что в западных коллекциях половина русских икон — подделки. Вот Джон Стюарт (британский искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, основатель отдела русского искусства дома Sothbey’s. — РП) тогда оказался в сложном положении. Он возглавлял отдел, многие коллекционеры стали к нему обращаться, мол, тут приехали из Москвы и половину моей коллекции, купленной по твоему совету, забраковали. А он перед ними стоял с красным потным лицом. Мое появление или Татьяны Мунтян (российский искусствовед, хранитель коллекции московского Кремля. — РП) было западному антикварному миру тоже не очень приятно."



Подробнееhttp://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html