Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Иллюстратор Павел Татарников

В "Букинисте" обрел чудесную книгу "Золото Рейна" - пересказ для детей Вагнера с совершенно изумительными иллюстрациями белорусского художника Павла Татарникова - первая же мысль - крайне хочется в его исполнении иллюстрации для "Властелина колец".  Там местами и переделывать ничего не надо)
Лишь волки и вороны выдают что изображен не Теоден, а Один.

Моя прелесть!

Чем не бегство гномов после похищения Наугламира?


Три места, где можно почитать о художнике и насладиться его работами (но в книжном варианте они гораздо круче смотрятся)
https://www.livemaster.ru/topic/1014953-pautinki-skazok-pavla-tatarnikova?vr=1&inside=0
https://www.livemaster.ru/topic/1015055-skazochnoe-srednevekove-ili-pravilnye-knizhki-dlya-malchikov-illyustrator-pavel-tatarnikov-chast-2
https://artchive.ru/publications/3156~Illjustrator_Pavel_Tatarnikov_Detej_kategoricheski_nelzja_napravljat_zastavljat_i_uchit

Гравюры из серии о Белом короле

Глянул тут уникальную подборку гравюр начала 16 века (хотя издание, как понимаю, уже 18 века?) о жизни Белого короля (Максимилиан I, Император Священной Римской империи  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD_I_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8)
Collapse )

Невероятная история ограбления (?) сокровищницы Габсбургов

В прошлом посту уже писал, что история попадания артефактов в Британский музей порой поинтересней даже самих предметов. Однако думалось, что круче историй клада храма Окса и "Черного Георгия", вывезенного в ходе операции КГБ по финансированию своих агентов http://catofoldmemory.livejournal.com/17109.html уже мало что найдется.
Но таки нашлось в 66 истории книги Макгрегора.
Collapse )

Сергей Доля. "Кружева и сталь. Заметки о Семилетней войне 1756-1763 гг".

Как фанат лотерей и старых вещиц включусь в рекламную компанию, благо книга действительно интересная, да еще и по XVIII веку.

О книге http://mos-art.livejournal.com/1207806.html - история эпохи Семилетней войны через портреты британского художника Рейнольдса.
Весьма приятно, что люди все еще издают книги на бумаге. Вдвойне приятно, когда они включают в них качественные иллюстрации. А если еще и пишут при этом толково - то счастью читателей нет предела)
Сам подход к истории через портреты - крайне нравится. Историю можно рассказывать как историю наций, ее можно изучать как историю армий, отдельных военных подразделений. Можно изучать и через вещи, когда эволюция армейского штыка по накалу страстей переплюнет любой триллер. Но, в конечном иоге, историю делают не вещи и не нации, ее делают конкретные люди, пусть чаще всего и неисповедимыми для себя путями. Оттого крайне интересно рассматривать старые портреты и не столько даже с позиций оценки мастерства художника и восхищения великолепием мундиров потрясающего театрализованного века.  Смотреть на лица участников - гордые или усталые, украшенные сединами от невзгод боев и походов или еще пока слишком молодые, не ведающие своей судьбы, великой, позорной ли, или гибельной, - уже само по себе познание истории более глубокое, чем прочтение краткого пересказа погодовых событий с калейдоскопом имен и географических названий.
Остается лишь горевать, что на столь прекрасную по замыслу и воплощению книгу о героях и воинах Великобритании, вряд ли будут равняться исследователи нашей военной истории. Кроме портретных серий героев войны 1812 года, заслуживших отдельные публикации, все прочие портреты действующих лиц в исторических книгах обычно собраны как формальный довесок  - по 12 лиц генералов на одном развороте черно-белой вкладки - форменное издевательство над читателем (к примеру у Глущенко в "России в Средней Азиии".
Историки! Побольше качественных цветных портретов в книгах!!

Etruscan Art In the Metropolitan Museum of Art

Благодаря "Озону" и скидкам на нем успел купить несколько иностранных книг по античности до того, как падение рубля превратило их в предметы роскоши. Есть смысл их хотя бы кратко упомянуть.
Надо признать, что в плане издания прекрасных книг по науке и искусству  загнивающий запад ушел от нас  в дакое далекое светлое будущее, что нематерными словами и не описать. Как интересующийся античностью и историей искусств отслеживаю, что выходит на руссом, и окромя изданного в этом году "Абидоса" Солкина - фантастического труда одного человека вне рамок каких либо официальных исторических и археологических структур, - не могу вспомнить ни одной книги, где сочетались бы прекрасная полиграфия, карты и фотографии артефактов с новейшими исследованиями по тематике. Так что приходится закупаться импортными изданиями и осиливать со словарем - хотя конечно чаще всего процесс останавливается на стадии рассматривания картинок).
Альбом по этрусской коллекции в музее Метрополитен - просто эталон как надо издавать книги, его можно часами изучать, главно не уронить на пол - пробьет, так как тяжеловат) Сильнейше поражает изысканность этрусских артефактов и высокий уровень ремесла. При этом гармоничное сочетание ближневосточных мотивов с греческим влиянием при заметном предвестии того, что потом выразится в кельсткой традиции  - на которую явно господа этруски повляли, активно торгуя по морю и по суше с варварами.

Музею Метрополитен конечно свезло с кураторами - подборка предметов уникальна - одна бронзовая прекрасно сохранившаяся колесница чего стоит! Но особая честь и хвала (впервые такое вижу) - за главу о подделках и предметах сомнительной атрибуции из собрания музея. Мало кому приятно рассказывать как любимая контора стала жертвой обмана - здесь же автор честен и обстоятелен.
Особенно замечательна история с огромными глиняными статуями "этрусков" - история есть на русском http://www.r-sg.ru/page.php?p=obman_010
Статуи фигурируют в старых книгах по искусству - к примеру тут фото 254   http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st031.shtml  - в общем то это как раз одна из причин, почему нет смысла порой верить старым книгам)

Интересная история "Черного Георгия"

Читывая тут книгу Робина Кормака "Иконы", наткнулся в описании одного из наиболее ценных экспонатов коллекции икон Британского музея на занятные подробности приобретения - икону "Черный Георгий" ("Святой Георгий Победоносец на черном коне", псковская школа, XIV век) музей купил в 1986 году, при этом отмечалось, что она в 1960х реставрировалась и выставлялась в Третьяковской галлерее - !!!!! - Ладно распродажи произведений искусства при Сталине, но теперь то как такое чудо и национальное достояние ушло из страны???

История оказалась  занятной. Икона якобы была найдена на русском севере женой диссидента Синявского (несколько версий, была ставней в амбаре, степенькой в леснице, взяли, потому что была легкая, не хотели везти потому что тяжелая, в общем байка на байке, скорей всего куплена вполне из семьи или у других коллекционеров, но всегда ж лестно описывать себя спасителем артефакта, а не банальным барыгой). Вывезена Синявским в 1974 при эмиграции из СССР.

Ну приехали оО. У нас до сих пор вывоз предметов старины из страны запрещен, из-за чего многие библиофилы при эмиграции вынуждены были раставаться со всей своей библиотекой, даже с вполне рядовыми дореволюционными изданиями. Помнится, уже в 2000-х гг. завели уголовное дело на бедолагу - священника, который пересекал границу с евангелием, изданным в 1915 году и уж точно не являвшемся культурной ценностью - а в СССР контрабанда такими ценностями каралась и расследовалась неутомимо. Тем более икона выставлялась и была хорошо известна знатокам как уникальная и по возрасту и по иконографии.

В сети нашлось и вполне логичное объяснение сему "чуду о Георгии" - http://grigoryants.ru/sovremennaya-diskussiya/chetyre-maski-andreya-sinyavskogo/
выжимка касательно только иконы http://dipart.livejournal.com/44470.html , но лучше прочитать полный вариант.

Как КГБ готовило Синявского (давнего сексота) на роль своего агента влияния в создаваемом комитетом "правозащитном" движении, потому для финансового благополучия позволило вывезти (сперва видимо позволив со своей помощью собрать) всю его коллекцию икон в отдельном вагоне. После переезда на Запад "Черный Георгий" конечно ж был сразу продан и в конце концов очутился в Британском музее.

Умиляет конечно и готовность комитета ради своей операции запродать на Запад национальное достояние и уникальнейший памятник прошлого, и готовность "высоко моральной интеллегенции" (говнеца еще того) поучаствовать в распродаже духовного наследия Родины. Что-то мне кажется подобное финансирование своих агентов через вывоз антиквариата было для госбезопасности не слишком уникальным явлением, в причесанных мемуарах знаменитого Хаммера описаны его поездки и в брежневский СССР с некими неясно прописанными культурными задачами. В результате которых, скорей всего,  из страны нужным и полезным людям уплывали кой какие старинные ненужные стране побеждающего коммунизма вещички.

Встречались в сети утверждения, что комитет якобы вообще барыжил профессиональными подделками икон, мода на которые на Западе пошла с возрождением интереса к Византии в 1970-х гг., так что когда эксперты отечественных музеев попали на запад, их мнения об обширных коллекциях предметов, купленых на крупнейших аукционах 1980х, было шоком для собирателей икон.

Смотрим к примеру недавнее интервью на "Русской планете" http://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html  - интересно да, кто же мог так заполнить рынок подделками? Но этот интереснейший вопрос многоуважаемый эксперт не рассматривает "Помню, как сломался рынок икон в 90-х годах. Наши эксперты стали ездить за рубеж и обнаружили, что в западных коллекциях половина русских икон — подделки. Вот Джон Стюарт (британский искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, основатель отдела русского искусства дома Sothbey’s. — РП) тогда оказался в сложном положении. Он возглавлял отдел, многие коллекционеры стали к нему обращаться, мол, тут приехали из Москвы и половину моей коллекции, купленной по твоему совету, забраковали. А он перед ними стоял с красным потным лицом. Мое появление или Татьяны Мунтян (российский искусствовед, хранитель коллекции московского Кремля. — РП) было западному антикварному миру тоже не очень приятно."



Подробнееhttp://rusplt.ru/ukraine/govoryat-otkryityim-tekstom-nujen-lyuboy-predmet-faberje-na-1-million-dollarov-14621.html