Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Красный террор против пермских епископов

В силу многих причин красный террор против священников на Урале изучен крайне плохо. При советской власти тема была запретная, после 1991 года непатриотичная, тем более при обилии коммунистов в региональной власти. РПЦ тоже не стремилась особо ворошить прошлое и сориться с наследниками убийц, так что сбором информации занимаются немногочисленные энтузиасты, труды их выходят малыми тиражами и практически недоступны. Характерно что в этом году столетие мученической смерти за веру на Урале сотен священников и мирян если и было как то отмечено РПЦ, то совершенно незаметно для окружающих.
Купил интересную книгу: М.Г. Аликин Золотые купола Перми. Пермь, 2013 год, где, помимо всего прочего, собраны краткие биографии пермских епископов. Картина с 1918 г. по конец 1930-х гг. вырисовывается определенная.

Архиепископ Соликамский и Кунгурский Андроник - арестован 17 июня 1918 года, убит в ночь на 20 июня за городом. Сохранились воспоминания участников его убийства. Так как Андроник активно выступал против большевиков убивали его с изобретательностью.
Мемуары отсюда http://www.permarchive.ru/index.php?page=episkop-andronik
"Я приказал дать Андронику лопату, отвязали ее от пролетки и дали ему в руки. Я приказал ему копать могилу. Андроник выкопал, сколько полагается (четвертей 6) – мы ему помогали. Затем я сказал: «Давай ложись». Могила оказалась коротка, он подрыл в ногах, лег второй раз, еще коротка, еще рыл, могила готова. «Теперь дайте мне помолиться». Я разрешил, он помолился на все стороны, минут 10. Я ему не мешал. Затем он сказал: «Я готов». Я сказал, что расстреливать не буду – живьем закопаю, пока не снимешь постановление. Но он сказал, что это не сделает, и не будет того, чтобы я не шел против большевиков. Затем мы его забросали землей, и я произвел несколько выстрелов"
"Дали лопату архиерею. Копай сам себе могилу – вот вся тебе почесть от нас. Андроник безоговорочно взялся и начал копать под высокими елями. Грунт земли попался крепкий – красная глина. Копка могилы шла медленно у Андроника – руки непривычные к физическому труду и да при том же дряхлость и бессилие быстроту работы задерживала. Для усиления дела пришлось копать латышам. 2 раза примеривали глубину могилы. Ложился Андроник, по нескольку раз крестился и сложил руки на груди. Как только Андроник лег я стоял у его головы с наганом в руке. Один миг Андроник больше не вставал. Я дал два выстрела, Жужгов – 1 выстрел в голову."


Епископ Соликамский Феофан - приехал в Пермь после убийства архиепископа Андроника, то есть хорошо представлял что его ждет. Арестован в конце лета 1918 года, 23 декабря 1918 года убит после долгих пыток - на тридцатиградусном морозе его раздетого многократно опускали в прорубь на Каме, пока на теле не намерз лед, потом утопили окончательно  http://solikamsk-eparh.cerkov.ru/svyatye-solikamskoj-eparxii/svyashhennomuchenik-feofan-episkop-solikamskij/
С того же сайта "Обычно большевики практиковали утопление в проруби реки Камы путем многократного погружения в воду. Представителей духовенства, которых часто убивали таким изощренным способом, красноармейцы шутливо называли «водолазами»." Тут надо добавить, что утопление священников (не до смерти) на Урале было и до революции и носило обрядовый характер (было много чего тёмного в уральских верованиях). "Водолазы" это еще дореволюционное прозвание священников (вспомним одну из былей П. Бажова https://uraloved.ru/literatura/proza-ob-urale/pro-vodolazov). Коммунисты довели практику до изуверства. И епископа Тобольского и Сибирского Гермогена вместе со священником Петром Карелиным хохряковцы утопили, в то время как прочих заложников - несвященников расстреляли.

Епископ Чебоксарскй Борис, временно управлял Пермской епархией в 1919 году. Расстрелян 23 февраля 1938 года.

Архиепископ Павлин - расстрелян 3 ноября 1937 года.

Архиепископ Пермский и Кунгурский Глеб - расстрелян 3 ноября 1937 года.

Епископ Хрисанф и архиепископ Александр, еще два иерарха, управлявшие епархией, казнены не были, но гонения и аресты и их не миновали.

Киотный крест

В советское время тщательно уничтожали православное прошлое Урала. Разрушали храмы и монастыри, убивали и ссылали священников и прихожан, после разгрома официальной церкви РИ принялись за староверов и сектантов, до того привечаемых. Сжигали и рубили иконы, отправляли на переплавку кресты и оклады, в утиль старопечатные книги. Из сборников уральского фольклора напрочь исчезли духовные стихи и рассказы о святых. Из бытовой культуры вымарывали активное использование крестов и моление иконам. Так что если судить по сказам Бажова и советским книжкам рабочие и крестьяне Урала прямо таки поголовно атеисты, загоняемые в церковь исключительно полицией, а в староверческие скиты безграмотностью.
К 1980-м годам внешне атеизм победил. Не помню, чтобы у кого то из знакомых или родственников в то время в квартирах были бы открыто выставлены иконы (хотя так то, как сейчас понимаю, иконы сберегались в большом количестве). Тем больше было удивление, что у одной из моих бабушек в комнате был оборудован красный угол - молиться. Икон там не было, зато стоял большой крест, совершенно потрясший мое детское воображение, настолько он был удивителен. Рассматривать его можно было бесконечно, хотя никакого представления кто там изображен и что означают надписи конечно не было. О православии и святых открыто заговорили только в 1988 году при внезапном для СССР праздновании тысячелетия Крещения Руси, тогда же видимо впервые за послевоенное время издали общедоступную Библию, но до нашей глухомани ничего особо не доходило.
После смерти бабушки крест забрал себе и припрятал, иначе родня его наверно бы в 1990-е годы и продала по тяжести жизни. А крест принадлежал еще моей прабабушке и конечно бесценен. Выставляю его и чтобы показать памятник уральского литья XIX века, и чтобы обсудить кое-какие интересные особенности.
Collapse )

 

Интервью главного старовера

Опубликовали дивное https://66.ru/news/society/214419/
Два значимых момента:
1 Глава Русской православной старообрядческой церкви Корнилий говорит от лица всех староверов и воспринимается как главный старовер России - хотя вообще то РПСЦ - это Белокриницкое, австрийское согласие, всего лишь одно из течений внутри старообрядчества.
2. Отношение Корнилия к Романовым

Цитата: "Николай II из всех Романовых сделал для староверов большое добро — даровал старообрядцам свободу в 1905 г. после 300 лет гонений во времена правления Романовых. Но надо понимать, что Николай II не в нашей церкви, он был новообрядцем. И никакой речи о канонизации не идет.

Конечно, убийство всей царской семьи и Николая — это трагедия, этого не должно было происходить. Александр Солженицын по этому поводу очень мудро сказал: XVII век породил 1917 год. Кто разорял церкви и избивал попов? Сами же русские люди. Не французы, не немцы, не англичане, а русские, утратившие основы веры после церковного раскола. Именно тогда началось разрушение фундамента веры, Россия повернула на Запад, Церковь утратила главенство: церковью вместо патриарха начал управлять чиновник. В итоге к власти пришли безбожные люди, убили царя и все разрушили. Чтобы этого не повторилось, нужно возвращаться к нашим устоям, нашей религии."

"Австрийцы" рассказывают, что русские все сами разорили и избили. Ну конечно, как иначе то?

Цитата: "Серьезные подвижки произошли после встречи с президентом России Владимиром Путиным в мае 2017 г. Он стал первым главой государства, встретившимся со старообрядцами за 350 лет. "

Очень показательная фраза. Бесконечно далек от того, чтобы считать Корнилия безграмотным в истории человеком, не знающим, что цари со староверами встречались. Раз интервью взято в Екатеринбурге, то достаточно указать, что при посещении города Александром I в 1824 году император не только общался с известными староверами, такими как Г.Ф. Зотов (управляющий Верх-Исетским заводом, удостоился весьма хвалебных отзывов императора), но и жил в доме староверов Л.И. Расторгуева и П.Я. Харитонова. Более того - посетил старообрядческую часовню в селении Шарташ. Единственное объяснение вижу в том, что для Корнилия Романовы - не главы государства принципиально.
Под конец интервью помещена крутая фотография, не могу не скопировать. Теперь вот так кланяются даже не Христу, а человеку Корнилию.

Из "Уральской жизни" 1904 года: нижнетагильский ужас, секта ильинцев и брак у староверов

Еще три интересные статьи - ритуальные убийства детей на Нижнетагильском заводе, секта иеговистов - ильинцев и проблема брака у староверов.
Collapse )

Коняев Ф.М. Урал и Библия. 1927 год

Буквально вчера из поста многоуважаемого Сергея Фомина узнал о существовании потрясающей книги - Коняев Ф.М. Урал и Библия. Москва, Государственное техническое издательство, 1927. Можно скачать тут http://www.nashaepoha.ru/?page=obj62153&lang=1&id=439
Уральцы вообще очень сильно чудили в 1920-е годы, одна активная пропаганда языка ОМО чего стоит, но вот что был уральский вариант библейских исследований Н.А. Морозова выяснить было крайне неожиданно. Книгу явно тотально изъяли в свое время из библиотек, потому не удивительно, что встретить ее ранее не довелось. Подозреваю, таких изъятых из истории шедевров обнаружится еще немало, коммунисты умели заметать под коврик ставшее неугодным. Информации по книге в  сети мало, хотя саму ее переиздали в глупом сборнике "Новейшая история всемирного потопа " (М., Алгоритм, 2012 год). Нашлась краткая заметка известного уральского писателя и геолога А.А. Малахова (1907-1983 гг.)  http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/malahov-anatolij-alekseevich/naperekor-sudjbe/6
А.А. Малахов и сам порой писал такое, что хоть стой хоть падай, жаль, что его статьи и книги не собраны в некий единый том, чтение вышло бы крайне спорным, но весьма увлекательным. А.А. Малахов свидетельствует, что идеи отождествления Урала и библейских мест высказывались слушателями его публичных лекций неоднократно, и он никак не мог понять, откуда пошли такие представления. Но наконец то в споре с неким старичком, писателю довелось увидеть книгу, совершенно неизвестную ему по библиотекам:

"Но старичок не сдавался.

— Это вы вот так говорите. А другой ученый человек про все, как было, в книжке написал и даже подсчитал. Правду он написал, потому что и в Священном писании так же сказано. В писании же каждое слово — истина.

Да где же эта книга? — спросил я. — Что-то не встречал я ее, хотя во многих библиотеках приходилось работать.

Ну вот видите, и вы не все знаете, — обрадовался старик. — А книжка-то, вот она!

И он дрожащими руками вынул из-за божницы что-то завернутое в тряпицу. Долго и бережно разматывал он тряпицу и, наконец, осторожно подал мне невероятно разлохмаченную и много раз подклеенную книгу. Это было превыше всех моих ожиданий, и я понял это, как только прочитал название — «Урал и библия». На титуле, кроме заголовка, стояло: «Опыт историко-геологического исследования». А над всем этим: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Вот уж действительно любопытная книга. Оказывается, она была издана в Москве в 1927 году, Государственным техническим издательством. Книга разошлась тиражом 5100 экземпляров. Объем ее — два с половиной печатных листа. Автор книги — горный инженер Ф. М. Коняев.

Не приходится рассказывать, как я накинулся на эту книгу!".......

"Кто же такой Коняев?

На обложке в числе рекламируемых книг Гостехиздата названа «Историческая геология» академика Ф. Н. Чернышева, обработанная горными инженерами Ф. М. Коняевым и Д. В. Наливкиным (ныне академиком), изданная в 1925 году.

По моей просьбе профессор В. Д. Наливкин (сын академика Наливкина) сообщил мне со слов отца, что Коняев до института работал наборщиком. Книгу «Урал и библия» он сам набрал и подготовил к печати. Он отличался замкнутостью, был нелюдим. Коняев получил положительные отзывы на свой труд от геолога М. И. Липовского, от профессора П. К. Худякова (не геолога, а «рядового интеллигента») и профессора Ан. Александрова — филолога. Все эти отзывы даны «Вместо предисловия».

Особенно показателен отзыв геолога Липовского, считающего, что Коняев «как человек геологически образованный», устраняет все чудесное из этого (библейского.-А. М.) сказания и стремится подвести под него научную основу. Вот это-то и удивительно. Человек, геологически образованный, не сделав даже попытки научной критики библии, неуклюже подводит «факты» под библейские суеверия! Филолог же — Ан. Александров — освящает все это своим авторитетом, утверждая, что «в филологических изысканиях, положенных в основу своего исследования, автор опирается на несомненные и общепризнанные законы праязыка, но иногда, подстрекаемый горячей любовью к предмету своих изысканий и глубокою убежденностью в правдивости делаемых им открытий, обнаруживает заметную склонность к увлечению».

Так и пошло гулять по белу свету суеверие, подтвержденное научными авторитетами. А верующие приняли на вооружение «то, что говорит наука», и вместо критики библейских текстов возник нездоровый интерес к «возможной» области существования библейских «пророков» на Урале и в Предуралье".

Красные герои в бою

Потрясающий расцвет краеведения привел к появлению в сети множества любопытных материалов. Особо конечно в этот год много выкладывают сведений по революции и гражданской войне на Урале.
И среди прочего дивная история из обороны Каменского завода от белых. Взято отсюда http://k-ur.ru/sobytiya/sobytiya/revolyutsionnyy-kamensk.-epoha-1-ogo-krestyanskogo-polka/index.html (по воспоминаниям бойца полка "Красных Орлов" И.С. Антропова)


Июль 1918 года. Революция в опасности, белые идут с востока по железной дороге, только что без боя красные оставили Катайск, так что врагов можно ожидать в любой момент. Чтобы преградить им путь, в село Травянское выступили красные герои. Далее с текста статьи
"Согласно инструкциям, при обороне села первым местом боевого участка становилась церковь с высокой оградой. На колокольне разворачивался пулемет, решетки забора закидывали мешками с песком, формировались бойницы. Это жепроизошло и с травянским Введенским храмом.

Вечером 20 июля красногвардейцы роты Ф. Григорьева «на радостях» решили напиться. Повод – наступающий престольный праздник, Память святого Прокопия Устюжского. Спустя несколько часов среди бойцов прошел слух, что дутовские казаки находятся в километре от Травянки. Откуда информация – неясно. Посты и заставы были усилены.

Когда в 22:00 из штаба полка было получена депеша, и приказали сниматься, внутри роты подвелись «соответствующие» итоги. Командиры объявили, что отход будет происходить в полной тишине, дабы своевременно услышать о приближении Белых.

Когда рота, наконец, выступила, пьяный ординарец С. Мартюшев, высланный вперед, встретил двух деревенских парней. Приняв их за разведчиков, он достал наган и выстрелил, а затем, тяжело шагая, пустился догонять их. Но в темноте эти звуки были расценены неверно. Бойцы, посчитав, что это наступают казаки, побежали обратно к церковной ограде. Ворота оказались закрытыми, и красноармейцы прыгали через решетку.

В это время солдат Никифоров зацепился за острый конец ограды подошвой сапога, повис на решетке и закричал. Как заметил И. Антропов, «тут у всех уж было мнение, что действительно казаки не то, что наскочили, но уже начали рубить». Послышалась беспорядочная стрельба. Однако вскоре это прекратилось, а рота, узнав, в чем дело, выдвинулась на указанный рубеж.

Ответственность за панические настроения роты была возложены на настоятеля Введенской церкви Александра Попова. Уже днем 21 июля его расстреляли."

В итоге белых так и не дождались. Каменский завод был оставлен без боя.

Звездная Одигитрия

Вот такая литая икона Богоматери Смоленской конца XIX - начала XX вв. Всегда интересовала астральная символика, удивляло насколько "звездной" оказывалась староверческая пластика - иконы и кресты. Одигитрия (греч. ΟδηγήτριαУказующая Путь, Петеводительница) указывает рукой на Путь веры - Христа, а звездами направлет людей в путях по земле.

Обновленцы на Урале 1927 год: от древних церквей Востока до эсперанто

Несколько лет назад уже выкладывал пару книг из любопытнейшей подборки о религии в СССР, купленной давным давно в местном "Букинисте". Сейчас разбираю библиотеку и нашел стопку "Уральских церковных ведомостей", подшивку за 1927 год. Издание из серии "все слышали, но никто не видел" - потому как не "тихоновцев", ставших потом РПЦ, а обновленцев и их Синода. Оттого такую гадость уничтожали одновременно и советские органы власти в рамках борьбы с религией и конкретно с обновленцами, и официальная церковь, ибо ересь и от лукавого. За обновленцами прочно закрепился в современной литературе ярлык созданного чекистами церковного раскола, сервильно преданного новым хозяинам. Но это сильнейшее упрощение и ускажение, обращение к тем же ведомостям позволяет увидеть обновленцев с неожиданной стороны. Нет сейчас возможности отсканировать всю подшивку, но выложу хоть фотографии самых интересных публикаций. К сожалению, так и не понимаю как убрать опцию ставить дату в чужом фотоаппарате, поэтому извиняюсь, что цифры могут помешать при изучении изображений.
Collapse )

Неведомый ослик, он же Конёк-Горбунок

Христос въехал в Иерусалим на ослике и окружающие точно не задумывались в этот торжественный миг, какие трудности с тем самым осликом будут испытывать уральские иконописцы в XVIII-XIX веках. "Вход Господень в Иерусалим" стал одним из двунадесятых праздников, Пальмовым воскресеньем (на Руси пальмы обернулись вербами). Как один из праздников "Вход" должен был быть представлен на иконах. Как изображать Господа, его спутников и встречающих иконописцы знали, но вот как выглядит ослик было совершенно непонятно, потому что ничего подобного в здешних краях не водилось.
Текст Евангелий только все запутывал - в тексте ездовое животное Христа называлось жребя, то есть жеребенок, но в Евангелии от Матфея указывалось, что мама этого жреби - осля, то есть всяко не привычная лошадка. В общем надо было чтобы на иконе изображалась ездовая лошадка, молодая и небольшая, но не лошадка. Потому детали приходилось домысливать.
Разглядывая таких выдуманных осликов начинаешь подозревать, что знаменитый Конёк-Горбунок тобольчанина Петра Павловича Ершова - это как раз то удивительное создание, что Петя разглядывал в детстве на иконах с Входом в Иерусалим - небольшой с длинными ушами и пышным хвостом жребя.
Для иллюстрации изображение с местной иконы XIX века.